Решение возложенных на местное самоуправление социальных задач, связанных с удовлетворением основных жизненно важных потребностей населения, требует необходимого уровня его финансово-экономического обеспечения. Речь идёт о наличии у муниципальных образований соответствующих их компетенции устойчивых источников доходов, которые бы позволили им не только осуществлять покрытие текущих расходов, но и на самостоятельной основе планировать и претворять в жизнь программы комплексного социально -экономического развития территорий, осуществлять гибкое (финансово-экономическое) воздействие на внутримуниципальные процессы. Вез достойной финансово- экономической основы самоуправление просто невозможно.
Попробуем разобраться в хитросплетениях финансово- экономической системы местного самоуправления, а точнее, муниципального образования Жирновский муниципальный район.
В статье «Открытая тема», опубликованной в газете «Жирновские новости» в № 11-12 от 30 января 2016 г., в интервью заместителя главы Жирновского муниципального района, председателя комитета экономики, бюджета и финансов П. Н. Мармуры дан анализ состояния доходной и расходной частей консолидированного бюджета района и принимаемые администрацией меры по решению финансово- экономических задач. Всё это — сегодняшний день Жирновского района. Но хотелось бы пошире затронуть проблемы, озвученные в статье, оценить пройденный путь и постараться понять логику и масштаб происходящего. Другими словами, я сегодня постараюсь составить своеобразную картину состояния современных финансовых основ местного самоуправления.
Бюджет Жирновского муниципального района — форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год для исполнения расходных обязательств района. Он утверждается решением Жирновской районной Думы.
Доходы бюджета Жирновского муниципального района формируются за счёт отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. На сегодняшний день, если даже сравнительно провести анализ доходов за 10 последних лет, то картина складывается не совсем благоприятная.
Одной из проблем бюджета Жирновского муниципального района является низкая финансовая обеспеченность. Муниципальная реформа поставила перед финансовыми органами местного самоуправления многие проблемы, однако самой сложной является недостаточная финансовая обеспеченность местных бюджетов. Достаточно сказать, что в «тучные» годы (1990-2000) район не был дотационным, а сегодня, как и все в области, получает дотацию.
Доходы, поступающие в бюджет Жирновского района в виде безвозмездных поступлений, в общей доле всех налогов колеблются по годам — от 64,6% (в 2010 г.) до 51,5% (по плану в 2016 году). Это говорит о том, что район очень финансово зависим от других бюджетов бюджетной системы. Сегодня это обосновано изменениями в законодательстве о местном самоуправлении, в первую очередь передачей большей части полномочий на федеральный и региональный уровень (образование, здравоохранение). Ранее эти отрасли полностью были в бюджете района, и доходы районного бюджета, начисляемые по регулирующим нормативам, позволяли полностью финансировать защищённые статьи бюджета, выполнять обязательства по своевременному и полному финансированию заработной платы работникам бюджетной сферы, а также изыскивать средства на своевременную подготовку школ к новому учебному году, на ремонт больниц, фельдшерских пунктов, учреждений культуры.
К сожалению, ситуация коренным образом изменилась. Законом № 131-ФЭ было проведено разделение полномочий между региональными органами власти и местным самоуправлением, определены источники формирования и формы распоряжения местными бюджетами. На местные органы власти была возложена обязанность частичного выполнения государственных социальных обязательств в области образования, здравоохранения, культуры и многих других — за счёт средств, выделяемых регионами на соответствующие цели, так как источники доходов местных бюджетов не позволяют этого делать.
Следует также отметить, что безвозмездные поступления в бюджет Жирновского муниципального района, начиная с 2008 года, имеют тенденцию к снижению. Но это объективный факт. Свою роль здесь играет кризисная составляющая, приходится оптимизировать расходы и жить по средствам.
В общей сумме налоговых и неналоговых доходов налоговые поступления колеблются в пределах 25,8-36,3%. Увеличение их доли связано с проведением мероприятий по сокращению недоимки по налогам и сборам, подлежащим зачислению в местный бюджет, работой административной комиссии, комиссии по изысканию дополнительных доходов, комиссии по легализации заработной платы и ряду других, нацеленных на пополнение налоговых доходов районного бюджета мероприятий, в том числе работа с областным комитетом по финансам. Основную долю в структуре налоговых доходов занимает налог на доходы физических лиц, 25% в среднем за последние 5 лет.
Ранее обязательная передача из бюджета области бюджету района НДФ/1 составляла 10% и устанавливалась ст. 58 Бюджетного кодекса. Жирновский муниципальный район, как, впрочем, и многие другие в области, и в целом по стране, не является каким-то исключением, состояние экономики и очередной финансовый кризис непосредственно затрагивают его жизнедеятельность. Уходят по разным причинам крупные градообразующие предприятия, следовательно, уменьшается налогооблагаемая база.
Несмотря на принятие и совершенствование Бюджетного и Налогового кодексов, законов о разделении полномочий органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, в бюджетной системе не обеспечивается равновесие между централизацией финансовых ресурсов и системой бюджетных отношений.
В Жирновском муниципальном районе, с одной стороны, растут затраты на предоставление услуг, с другой - сокращается сфера муниципального обслуживания, доходная база местного самоуправления.
Потребность в финансовых ресурсах целиком и полностью определяется объёмом выполняемых функций, расходных обязательств. Это видно из примеров, приведённых в статье «Открытая тема».
Для финансового обеспечения вопросов местного значения предназначаются налоговые доходы, местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, закрепляемые на постоянной или временной основе, безвозмездные перечисления вышестоящих бюджетов. Множественность каналов поступления средств вовсе не гарантирует их достаточности для обеспечения бюджетной потребности, даже учитывая сокращение расходных обязательств. По-прежнему район нуждается в необходимых ему финансовых ресурсах, средствах, которые он может планировать и использовать на постоянной основе.
В мировой практике принято за местными бюджетами закреплять налоги, не зависящие от экономической конъюнктуры, на базу которых местное самоуправление может повлиять, платежи по которым не выходят за пределы территорий, непосредственно связанные с уровнем жизни проживающих на территории плательщиков. К сожалению, это невозможно сделать у нас в стране, так как практически все элементы налогообложения определяются НК РФ. Возьмём, к примеру, тот факт, что в Налоговом кодексе РФ за местным бюджетом закреплены два налога в полном объёме — земельный и на имущество физических лиц. Сам по себе этот принцип имеет преимущества: не нужно перераспределения платежей, больше свободы действий у органа власти. Но ёмкость указанных налогов мала (даже если учесть, что будет ежегодное увеличение нормативов), они не меняют финансовую ситуацию в муниципальном образовании.
Сегодня, я считаю, при такой постановке из структуры вопросов местного значения выведено комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования. В собственности муниципального района может находиться лишь имущество для решения вопросов местного значения, обеспечения деятельности органов власти и работников, а также выполнения отдельных государственных функций с изъятием из состава их имущества, т. е. непрофильных активов. Производственные функции муниципального района ограничены. Никакого сдвига в сторону усиления связи между состоянием местной экономики и финансовыми ресурсами не происходит. Доходы должны быть привязаны к реальному сектору, прежде всего на той территории, где они собираются.
В отношении к бизнесу районная власть не должна занимать подчинённое положение, не должна быть безразлична к политическому, социальному и деловому климату на территории. Основными направлениями взаимоотношений местной власти и бизнеса в Жирновском муниципальном районе, мы видим, являются комплексное территориальное планирование, размещение муниципальных заказов, операций с земельными участками и имуществом, участие в капитале, налоговые льготы, бюджетные гарантии, предоставление коммунальных услуг, лицензирование, инвестиционные соглашения. Замечу, что администрация Жирновского района уделяет этому вопросу первостепенное значение, а отсюда и результат.
О бюджете и финансах можно говорить много. В разные годы эта тема звучала в соответствии с условиями, которые регулировали федеральная и региональная власти, как, впрочем, и сегодня. Небольшой пример: основной составляющей собственных доходов района являются налоговые доходы. Доля данных поступлений в бюджете в 2006 году составляла 91% в 2010 г. - 72,9%, в 2015 г. - 74,7%, в 2016 году планируется 74,9%. Просматривается тенденция к стабильности.
Соответственно выглядит и картина по расходам, но их динамика несколько отличается в связи с тем, что многое поменялось в нормативной базе. Рассматривая динамику расходов по отраслям, можно сделать вывод, что администрация муниципального района ежегодно определяет приоритетные направления использования бюджетных средств и планомерно их осуществляет. Так, в 2006 году это были культура, здравоохранение и спорт, образование. В 2008 году основным направлением расходования средств явилось жилищно- коммунальное хозяйство, затем образование, здравоохранение и спорт. С 2010 года и по сегодня основные направления расходования средств: образование, социальная политика, межбюджетные трансферты, общегосударственные вопросы, физическая культура и спорт.
Несмотря на то, что 2015 год не стал наиболее стабильным и благополучным в финансовом отношении, это всё же позволило администрации муниципального района в рамках определённых полномочий много делать не только в вышеперечисленных отраслях, но и других сферах. Конечно, в бюджет 2016 года свои корректи- выя, и весьма существенные, внёс очередной экономический кризис, и ситуация в процессе исполнения бюджета муниципального района несколько усложняется, но и в этих условиях в полном объёме обеспечивается выплата заработной платы, содержание в надлежащем порядке бюджетных учреждений и других первостепенных задач. Радует и тот факт, что органы муниципальной власти в ходе исполнения бюджета продолжают сокращать неэффективные расходы, проводят работу по развитию и совершенствованию механизмов обеспечения эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности: наметили планы по созданию на территории района благоприятного инвестиционного климата, внедрению новых инвестиционных и инновационных программ. Всё это в конечном итоге скажется на увеличении налоговых и неналоговых доходов районного бюджета. Администрация района видит проблемы, а главное, нацелена на их решение. 2016 год обещает быть напряжённым, наполненным новыми событиями, требующими от районной власти ещё более ответственного, инициативного подхода к своей деятельности и напряжённого труда.
Время выбирает разные подходы к происходящим в экономике процессам, но будем надеяться, что муниципальная власть справится с поставленными задачами.
Не нужно работать тяжело. Нужно работать эффективно! Продолжать последовательные, пусть и маленькие, но своевременные шаги в нужном направлении.
Размышлял Владимир МАЮРЧЕНКО, корреспондент
районной газеты « Жирновские новости»