Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

rodvedvd00Уникальная возможность раскрыть одну из загадочных страниц истории родного края представилась участникам научно-практической конференции по теме «Школьное краеведение: современное состояние и перспективы преподавания», прошедшем на базе Верхнедобринской средней школы. Его организаторами стали Жирновский краеведческий музей и Комитет по образованию Жирновского муниципального района.

Отдаленное село для проведения конференции было выбрано не случайно. Идейным вдохновителем проведения конференции стала доктор исторический наук, профессор кафедры отечественной истории Московского гуманитарного университета имени Шолохова Т. А. Антонова, которая свою научную работу посвятила уроженцу Верхней Добринки, книгоиздателю и просветителю девятнадцатого века Н. П. Полякову, которому в нынешнем году исполнилось 170 лет со дня рождения. Подобное научное мероприятие проходило в селе впервые, что отметил, приветствуя гостей, глава Верхнедобринского сельского поселения И. А. Гудов.

Год основания села Верхняя Добринка неизвестен. Предположительно в 17 веке здесь начали селиться раскольники и старообрядцы. При рытье погребов находили человеческие кости, трехгранные татарские деньги, кирпичи, что свидетельствовало о том, что прежде здесь было татарское поселение. Не случайно, поэтому есть гора, которую называют Мамаевой. Вблизи села ещё одна гора – Караульная, по преданиям, она служила сторожевым пунктом разбойничьим шайкам. Первые письменные источники относятся к 1819 году. Село тогда принадлежало помещику Волкову, а в 40-х годах перешло к помещику Полякову. В то время в селе жило много людей. На базарной площади каждую субботу собирался базар. Было 39 промышленных заведений, ветряные и водяные мельницы, в 1857 году была освящена церковь Покрова Богородицы, после Земской реформы открыта земская школа, приемный покой для больных. В селе сохранились исторические здания – здание школы, которому больше 100 лет. В центре села есть здание почты, которое служило в 1918 году штабом первой конной армии С. М. Буденного. И, конечно, дом – усадьба помещика Полякова, где долгое время располагалась сельская участковая больница. В Великую Отечественную войну из села было призвано более 300 человек. Лишь 60 вернулись домой. Среди верхнедобринцев есть два героя Советского союза – Ф. А. Надеждин, имя которого носит школа, и Г. И. Тарасов. А защитник Сталинграда М. Т. Болонин посмертно награжден орденом Красного Знамени. Удивительно, как трепетно относятся верхнедобринцы к своей истории, насколько много собрано экспонатов в музее! Краеведение ведется «не для галочки» и на самом деле оказывает большую воспитательную роль.

Центральное место в мероприятии занял, конечно, в высшей степени занимательный рассказ профессора Т. В. Антоновой. И на полчаса слушатели – участники конференции погрузились в свободолюбивую атмосферу предреволюционного 19 века, в перипетии судьбы нашего земляка, тесно связанной с историческими событиями.

Родился Николай Петрович 12 января 1843 года. Это была эпоха правления Николая Первого. Его отец Петр Федорович Поляков купил поместье у помещицы Волковой в 1842 году, когда женился на юной дворянке Елизавете Ивановне Дубенской. Неподалеку было поместье её отца. Ему было на тот момент около 50 лет. Он был не молодым человеком и понимал свою ответственность перед семьей, будущим. Дворянство ему было пожаловано Александром Первым за его замечательные труды. Но, пока он не был женат, он не чувствовал такой ответственности и не обзаводился имением. В семье было трое детей: старший Николай, затем Павел, который потом и владел этим имением, и дочь Елизавета, которую звали так же, как и мать. В 1846 году отец умирает и мать с малолетними детьми перебирается в столицу. Когда говорят, что Н. Поляков провел в В. Добринке первые 10 лет жизни, срок этот приблизительный, рассчитанный исходя из того, что в 1853 году семья была уже в Петербурге, Николая устроили во Вторую Мужскую гимназию. Мать через знатного родственника обратилась к императору, и Николай Поляков поступил в гимназию как пансионер, то есть не платил за свое образование и содержание, а был на государственном обеспечении.

За 10 лет Полякову удалось издать около 60 томов. Много это или мало? Если бы у него не было средств, конечно, он бы совсем ничего не издал. Но есть версия, которая никем не опровергнута, что он выиграл в лотерею 40 тыс. рублей и, находясь в сообществе своих единомышленников, он пустил эти деньги на книгоиздание. То время, которое его сформировало, ставило много трудных вопросов. Это была смена эпох, и люди не понимали, что происходит. Переход от феодального строя к буржуазным отношениям многих сбил с толку. Возникал большой вопрос, что происходит с Россией? У тогдашних издателей ответ был один: «Ищите ответ в книгах. Мы вам дадим книгу, для того, чтобы вы поняли и приспособились к этому изменившемуся миру». Именно в этот момент издательская деятельность выходит на свои передовые рубежи. И именно в это время Поляков в книгоиздании вышел на передний край общественной борьбы для того, чтобы просветить своих современников, чтобы дать ответ на трудные вопросы.

Он издавал труды по медицине. Например, научный труд немецкого ученого Р. Вирхова, создавшего клеточное учение. Патологические процессы в человеческом организме стали предметом изучения не только врачей, но и теоретиков, естествоиспытателей. Книга популярно объясняла, что именно клеточный процесс расшифровывает очень много из того, что происходит в человеческом организме.

Помимо литературы современной, научной, Поляков обещал издавать памятники классических авторов: Вольтера, Дидро, Радищева, Добролюбова.

- Биографию Полякова изучать очень сложно, многое остается под вопросом, - признается Т. В. Антонова. - Он не писал мемуаров. Чем он занимался после краха его издательской деятельности? Ему было всего 33 года, когда цензура его разорила. Он обратился к наследнику престола, будущему императору Александру третьему и тот распорядился выдать ему несколько тысяч рублей, для того, чтобы покрыть расходы. Но это была лишь малая часть. Есть факты, говорящие о том, что он был публицистом. Но публиковал статьи анонимно, не ставя своей подписи. Прожил он до 62 лет и умер от старческой немощи. Нет свидетельств о том, что он был женат и у него были дети.

Разумеется, всем было интересно посмотреть на то самое дворянское гнездо. Признаюсь, бывший барский дом мало отличался от многих заброшенный или полузаброшенных деревенских домов, каких в Верхней Добринке множество. Почерневшие от времени бревна сруба, покосившаяся крыша, завалившийся фундамент, местами разбитые окна, в целях безопасности наглухо закрытая входная дверь. Долгое время тут располагалась больница, пока для неё не было выстроено новое здание по соседству. Гостям было очень интересно осмотреть и старинный дом, и сфотографироваться около. Тут же всплыли легенды, связанные с домом, в том числе о приведениях. Рядом в больнице отыскалось старинное зеркало, как говорят, из барского дома. А «вон те три груши» со стволами в два обхвата были частью барского сада.

Т. В. Антонова внесла предложение восстановить дом Полякова и сделать там культурный центр.

- Есть возможность добиться на эти цели выделения государственной поддержки, гранта, - объясняет Татьяна Васильевна. - Но очень многое при этом зависит от организационной работы муниципальной власти. Правительство, министерство культуры заинтересовано в создании по России очагов культуры для воспитания, для приобщения к истории. Президент такую задачу ставит перед нашим обществом. Это поиски духовных скреп. История – это как раз та база, которая может и к нравственности приобщить, и открыть путь к пониманию того, что такое родина. Это будет важно не только для Добринки. Это будет важно для всего округа. И молодежь сюда потянется.

И разве можно быть в Добринке и не заехать на один из многочисленных родников? Учителя побывали на Барском роднике, набрали его «серебряной» воды (согласно анализам, там самое большое содержание серебра в округе), сфотографировались на фоне старой засохшей ветлы, вероятно, ровесницы если не крепостного права, то революции.

В рамках конференции педагоги обсудили проблемы преподавания краеведения в школе. Методист комитета по образованию В. А. Усачев рассказал о работе школьных краеведческих музеев, которых на настоящий момент в Жирновском районе 12, и призвал активнее заниматься этой патриотической просветительской работой: «Чтобы не тлела лампадка, а горел огонь поиска». Он подчеркнул, что особенно важно сегодня, когда внимание молодежи отвлекается на не самые добрые дела. Ведь гражданин, это не просто житель страны, но человек, который ценит свои истоки, осознает себя причастным своему народу, сопереживает своей истории, гордится ею. Справедливо отмечая, что музей как собрание экспонатов интересен посетителю один раз, Валентин Алексеевич внес предложение внедрять такие методы работы, как рассказ об истории экспоната.

О важности школьного краеведения говорила и руководитель районного методического объединения учителей Л. А. Тафинцева. В последнее время педагоги столкнулись с проблемой: с принятием нового образовательного стандарта количество часов преподавания биологии в 6 классе, когда изучается и краеведческий аспект биологии, резко сократилось. Прежде давалось много материала о разнообразии видов, сообществ, об охране сообществ и их значении. Были экскурсии, практические работы, обращалось внимание на прикладное направление биологии.

- Краеведческий подход к преподаванию биологии имеет огромное значение, - уверена Лариса Алексеевна. - Мы учим детей чувствовать, наблюдать, созидать. Всем понятно, что близкое, гораздо понятнее, чем чужое и далекое. Основной проблемой биологического образования на сегодня является разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Как раз школьное краеведение призвано сгладить этот разрыв.

- Всем памятна ситуация, когда преподавание географии и биологии в 6 классе сокращено было ровно в 2раза, - делилась опытом преподавания учитель биологии Жирновской школы № 3 Н. А. Гусева. - В начале было недоумение, как же будем готовить учащихся к ЕГЭ? Потом стали сопротивляться, решили время, отведенное на региональный курс взять для изучения теории, но совсем немного прошло времени и стало понятно, что курс этот очень важный. Это та ступенька в среднем звене, где можно формировать у ребят доброе отношение к своему родному краю.

Методист комитета образования И. А. Клещева напомнила о важности экологического аспекта в краеведческой работе в школе. Более 10 лет в районе проводятся экологические слеты. Применялась разная форма их проведения, но цель всегда была одна: узнать как можно больше о том или ином уголке нашего района. На этих встречах учащиеся не только получали предметные знания, но и углубляли, расширяли и дополняли их, пользуясь практическими исследованиями природы, размышляли о ней, исследовали её. Более двух лет в районе работает экспедиция Волгоградского регионального ботанического сада. Сотрудничество с учеными-исследователями позволяет строить работу по экологии более эффективно.

- Порой не бываем минутки остановиться, оглянуться вокруг себя, - рассуждает Ирина Александровна. - А там оказывается такая красота, такие уникальные уголки природы! Очень важно научиться останавливаться и находить эти уголки вокруг себя.

Людмила Шалаева,
корреспондент районной газеты
«Жирновские Новости»

rodvedvd01 rodvedvd02 rodvedvd02 rodvedvd02

Уведомление об использовании cookie файлов

Обратите внимание! На нашем сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий и согласны с политикой конфиденциальности сайта.