- Надежда Константиновна, в чём сложности и проблемы исполнения бюджета района за 2012 год?
- Слово «бюджет» в переводе со старого английского означает «кошелёк». Как нам хорошо известно, в кошелёк складывают денежные средства (это доходы бюджета) и вынимают, расставаясь с ними (это расходы). Муниципалитеты должны все доходы и расходы осуществлять сугубо из этого кошелька – местного бюджета, который они самостоятельно утверждают и исполняют.
Муниципалитет может положить в свой кошелёк средства не от любых доходов, а только от тех, которые предусмотрены законом - Бюджетным кодексом РФ. К таковым относятся налоговые и неналоговые поступления.
Доходы бюджета Жирновского муниципального района за 2012 год исполнены на 688339,9 тыс. рублей или 94,4% к бюджетным назначениям. По сравнению с 2011 годом поступления увеличились на 6,6%.
Основной составляющей собственных доходов района являются налоговые доходы, доля которых составляет 68% или 200679,6 тыс. рублей. Из них налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 180755,1 тыс. руб., единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) – 18226,2 тыс. руб., единый сельскохозяйственный налог – 259,8 тыс. руб., государственная пошлина – 1424,4 тыс. рублей.
Основную долю в неналоговых доходах районного бюджета занимают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 65506,6 тыс. рублей. В том числе:
- от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, 39679,8 тыс. руб.;
- в виде арендной платы за земли после разграничения государственной собственности на землю – 16573,4 тыс. руб.;
- в виде арендной платы имущества – 8636,2 тыс. руб.
Всего неналоговых доходов в бюджет района поступило 94448,6 тыс. рублей.
Следует отметить, что в последнее время в связи с передачей полномочий и других факторов, большую часть в бюджете района составляют безвозмездные поступления, в 2012 году они составили 57,1% или 393211,7 тыс. рублей.
Кроме того, если посмотреть на структуру данной финансовой помощи, то можно увидеть, что в ней всё большее значение приобретают не дотации, направления расходования которых определяются районом, а субсидии, т. е. долевое участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые субъект РФ считает необходимым.
Ещё один негативный аспект бюджетных взаимоотношений – финансовая помощь (субсидии) зачастую перечисляется в середине или конце финансового года, и данные средства не смогут быть освоены нами в текущем году, что естественно сказывается на финансировании отраслей.
Кроме того, в канун прошлого года область сократила на 20% финансовую помощь. А это затронуло не только бюджеты района, но также и поселений. Из-за чего была недополучена большая сумма денег, и недофинансированными остались образование и другие отрасли. Урезание коснулось не только нашего района, а и всех остальных. Вот такие сложности бюджета сложились в 2012 году.
- Надежда Константиновна, при утверждении бюджета обязательным является и заключение контрольно-счётной палаты. Ревизию за 2012 год проводила КСП Волгоградской области, какие были выявлены нарушения и какие меры по их устранению приняты?
- Исходя из возложенных законодательством задач, контрольно-счётная палата призвана осуществлять контроль за законным и эффективным использованием бюджетных средств, способствуя достижению поставленных задач и защите интересов населения. И потому все выявленные недочёты и прямые нарушения исполнения расходной части бюджета района указывают на то, что мы где-то недорабатываем, не вовремя реагируем на изменения в нормативных актах.
В целом за 2012 год исполнение бюджета муниципального района по расходам составило 91,9% к плану. Тем не менее, выявлены нарушения, которые могли стать резервом бюджета и потрачены на финансирование установленных бюджетом расходов. Самое страшное для нас нарушение - это нецелевое использование бюджетных средств; и хотя сумма не так велика, но этого впредь допускать нельзя. На что же были отвлечены средства:
- 55,2 тыс. руб. завышение субвенции на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, связанных с применением ими регулируемых тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) для населения ниже экономически обоснованных тарифов, заявленной муниципальным районом в УРТ, из которой предприятию перечислено и подлежат возврату в областной бюджет 35,7 тыс. рублей;
- 5,4 тыс. руб. часть субсидий районного бюджета, предоставленной МБУ «Благоустройство г. Жирновск» в целях возмещения затрат на организацию сбора, транспортировки и утилизации ртутьсодержащих отходов и выплат денежных вознаграждений гражданам, осуществляющим их сдачу, направлена на цели, не предусмотренные условиями получения (собственные нужды учреждения);
- 47,9 тыс. руб. - предоставленные межбюджетные трансферты не были использованы Новинским сельским поселением по их целевому назначению согласно ведомственной целевой программе «Укрепление материально-технической базы учреждений культуры в 2012 году» по приобретению стройматериалов для замены деревянных полов в зрительном зале.
Второе: на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения районного бюджета, осуществлены расходы на общую сумму 5003,6 тыс. руб., которые направлены на финансирование следующих мероприятий:
- 750,0 тыс. руб. в отсутствие соглашения о передаче части своих полномочий и порядка их передачи, предусмотренного муниципальным правовым актом, перечислено на обеспечение деятельности Медведицкого муниципального поста пожарной охраны;
- 645,0 тыс. руб. МКУ «Экофонд» направлены средства на оплату на работу по ликвидации 54 несанкционированных свалок;
- 129,8 тыс. рублей на проведение работ по выпиливанию древесно-кустарниковой растительности вдоль дороги Алешники-Новинка по договору, заключенному МКУ «Экофонд» с Новинским сельским поселением и администрацией Еланского городского поседения в отношении автомобильных дорог местного значения (с. Новинка и г. Жирновск);
- 132,0 тыс. руб. на проведение биотехнических мероприятий (подкормка животных), оплаченных МКУ «Экофонд»;
- 3346,0 тыс. руб. на содержание муниципального бюджетного учреждения «Редакция телевещания «Добрый вечер, Жирновск».
Были выявлены и другие нарушения, не столь значимые и вызванные рядом объективных причин. На сегодняшний день все они устранены. Что касается нецелевого использования бюджетных средств - деньги в полном объёме возвращены.
- Бюджет-2013, в чём сложности его исполнения и какова на сегодня финансовая ситуация в районе?
- Бюджет 2013 года в определённом плане сложный, но реальный. Конечно же, приходится в чём-то поступаться, экономить и выполнять поставленные задачи на те средства, что имеем. Будем искать пути привлечения дополнительных средств из областного и Федерального бюджета, участвуя в различных программах на условиях софинансирования, и пусть даже они будут выполняться не в этом, а в 2014-2015 годах.
В отличие от прошлого года прогнозируемый общий объём доходов бюджета района утверждён в сумме 586194,0 тыс. руб., незначительно меньше. Из-за сокращения безвозмездных поступлений (субсидий), они сразу были урезаны областью на 5%, плюс от нас ушла целая отрасль, это здравоохранение. Сократились и собственные доходы на 40 млн. рублей. Объективно это снижение НДФЛ, арендных платежей за землю и другие причины.
Первый квартал для бюджета всегда сложный, доходы поступают неравномерно. В этом году доходная часть 1 квартала выполнена на 23,4%. Работу в новом году начали с большой кредиторской задолженностью, 16 млн. рублей, на которую нет источников покрытия, что определённо наложило отпечаток на сегодняшнюю действительность. Плюс задержка и неполное финансирование отраслей из областного бюджета. Но всё же хочу отметить, ситуация с финансами начинает выравниваться, хотя приходится брать кредит в размере 10 млн. рублей на 1 год, до сентября 2014 года. Больше не можем, так как это приведёт к банкротству бюджет района. Есть и резервы, которые нужно находить и правильно использовать. Сложности были всегда, но когда смотришь на них позитивно, всегда находятся пути для их решения.
Беседовал В. МАЮРЧЕНКО