На сегодняшний день в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения о более тысяче публичных сервитутов расположенных на территории Волгоградской области. Определение границ и внесение сведений о публичном сервитуте в ЕГРН позволяет обеспечить интересы жителей области по размещению социально-значимых объектов инфраструктуры, необходимых для комфортного проживания.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации сервитут это право ограниченного пользования недвижимостью, которое принадлежит собственнику соседней недвижимости. Следовательно, сервитут дает право ограниченного пользования недвижимым имуществом, которое остается во владении, пользовании и распоряжении собственника.

Публичный сервитут устанавливается в общественном интересе, а не в интересе конкретного лица. Данный вид сервитута может быть установлен исключительно решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд населения без изъятия земельного участка.

Перед установлением публичного сервитута проводятся общественные слушания, по результатам которых он и устанавливается. При этом решение органа местного самоуправления должно включать в себя срок действия сервитута (устанавливается на основании диапазонов сроков, определенных Земельным кодексом РФ, и в рамках срока резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, если оно имело место), а также определение границ публичного сервитута.

Исчерпывающий перечень целей установления публичного сервитута содержит Земельный кодекс Российской Федерации: это может быть, как использование земельного участка для прохода к водному объекту, прогона сельскохозяйственных животных, забора водных ресурсов и водопоя, сенокошения, охоты, проведения дренажных работ, так и размещения межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним и т.д.

При установлении публичного сервитута акт органа исполнительной власти или местного самоуправления передается в орган регистрации прав с помощью системы межведомственного взаимодействия. Сведения об установленном публичном сервитуте вносятся только в реестр границ. Никакой иной регистрации со стороны собственника не требуется, также установление публичного сервитута не влечет внесения записи в ЕГРН об ограничении и обременении права.

«Публичный сервитут устанавливается в тех случаях, когда обеспечение соблюдения интересов государства и населения невозможно другим способом. В частности, возможно установление публичного сервитута в интересах жителей определенного населенного пункта, а вот в интересах отдельно взятого лица он установлен не будет. Кроме того, публичный сервитут не лишит собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком, а лишь может создать неудобства по его использованию», – отмечает директор Кадастровой палаты по Волгоградской области Константин Миндигаяс.