Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному
селу или городу, к родной речи начинается с малого –
с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному
переходит в любовь к своей стране – к её истории, её
прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству,
к человеческой культуре.
Д. С. Лихачев
Российская энциклопедия определяет музей (museion, греч.) как храм муз - учреждение, осуществляющее отбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства.
Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические материалы и документы. Во время экскурсий и занятий, участвуя в поисково-собирательной работе, обучающиеся постоянно соприкасаются с историей, независимо от того, какую тему они изучают.
Школьный музей боевой и трудовой славы муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Медведицкая средняя школа» Жирновского муниципального района Волгоградской области играет большую роль в учебно-воспитательном процессе школы. Ежегодно проходят экскурсии для обучающихся, родителей и гостей школы. В школьном музее систематически проводятся конкурсы чтецов, сочинений, смотры военно-патриотической песни, обучающиеся принимают участие в митингах, посвящённых историческим датам нашей Родины. Встречи, тематические вечера стали традиционными для нашей школы.
С 2 по 12 марта 2021 года проходил региональный этап Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций и экскурсоводов, в котором приняли участие 19 команд – победители и призёры муниципальных конкурсов музеев образовательных организаций Волгоградской области. Жирновский район представляла команда МКОУ «Медведицкая СШ» - победитель муниципального конкурса музеев образовательных организаций и экскурсий.
Организаторы регионального конкурса - Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий» совместно с государственным бюджетным учреждением культуры «Волгоградский областной краеведческий музей».
Региональный этап конкурса состоял из двух туров, заочного и очного. Заочный тур включал конкурс видеороликов «Визитная карточка музея». Команда музея Медведицкой средней школы создала видеофильм о деятельности музея. Участники показали уникальность, яркие особенности и историю музея. В итоге наш видеофильм занял 3 место.
Одна из важнейших задач музея – сохранение оригинальных памятников истории, культуры и природы. Этому содействует учёт и обработка музейных экспонатов. Фонды музея являются результатом его поисковой и исследовательской деятельности. На основе фонда музея создаются экспозиции и выставки. В заочном туре конкурса фондовиков «Описание предмета (посуды) в карточке научного описания» приняла участие Болоцкая Екатерина. Участница заполнила учётную карточку кринки, находящейся на хранении в школьном музее, на видео демонстрировала описываемый предмет, процедуру его измерений и определения материала. Екатерина стала призёром в этом туре.
Очный тур регионального этапа проводился в онлайн – формате на платформе ZOOM и состоял из трёх конкурсов: тематических выставок, экскурсоводов по выставкам и эрудитов.
Пашкова Виктория, ученица 10 класса МКОУ «Медведицкая СШ» покорила своим выступлением жюри областного слёта: ярко, эмоционально, как опытный экскурсовод, отразила на правильно оформленной выставке страницы истории пионерской организации нашей школы, связанной с первым космонавтом планеты Ю.А.Гагариным «С тех пор эпоха началась». В итоге 2 место в конкурсе выставок и 3 место в конкурсе экскурсоводов.
В конкурсе эрудитов впервые выступала Колегова Виолетта, ученица 9 класса. Викторина состояла из 10 вопросов по организации работы музея и 10 вопросов по истории, природе, геральдике Волгоградской области.
В итоге команда МКОУ «Медведицкая СШ» в неофициальном зачёте заняла 2 общекомандное место в областном конкурсе музеев образовательных организаций и экскурсоводов.
Конкурс музеев образовательных организаций и экскурсоводов – это приобщение обучающихся образовательных организаций к краеведческой и поисково – исследовательской деятельности, выявление и поддержка одарённых детей, занимающихся краеведческой и музейной работой, выявление, обобщение и интеграция лучшего опыта работы по патриотическому воспитанию обучающихся средствами музеев образовательных организаций, повышение роли музеев образовательных организаций в образовательном процессе, воспитании обучающихся, их успешной социализации.
Железнякова И.Е.,
учитель МКОУ «Медведицкая СШ»