26 января по плану отдела по образованию администрации Жирновского муниципального района прошло методическое объединение для учителей начальных классов «Формирование и развитие речевой среды как условие становления личности ученика».
Методист МКУ «Центр сопровождения образовательных организаций» С.В. Кузьмичёва подробно рассказала о работе образовательных организаций в условиях коронавирусной инфекции, о санитарно-эпидемиологических требованиях к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, в том числе о рекомендациях по борьбе с новым штаммом «омикрон». Речь также шла о подготовке к всероссийским проверочным работам в четвертых классах.
Вопросу повышения качества образования в образовательных организациях нашего района уделяется достаточное внимание. Своим практическим опытом поделились учителя начальных классов МКОУ «СШ №2» Н.С. Клименко, О.В.Рыбенец.
«Формирование и развитие речевой среды как условие становления личности ученика» – это не только тема нашего сегодняшнего выступления, но и название муниципальной экспериментальной площадки, над проблемами которой работает весь педагогический коллектив школы»- отметила Н.С.Клименко.
Цель программы: создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся и формирование их лингвистической компетенции в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Безусловно, проблема развития речи занимает важное место в начальном образовании, так как речь является основой умственной деятельности и средством человеческого общения. Для ребенка хорошая речь – это залог успешного обучения и развития. Традиционно, с языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления:
-
работа над словом (лексический уровень);
-
работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
-
работа над связной речью.
К современным методам относятся:
Сторителлинг - это новомодное понятие, а по сути, хорошо забытый проверенный метод «рассказывание историй». В русском языке для этого термина имеется синоним – «сказительство», искусство увлекательного рассказа.
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Метод «Корзина идей» реализуется по определенной схеме:
Педагог спрашивает обучающихся о том, что они знают и думают по той или иной проблеме. Каждый из детей сам пытается вспомнить и сделать записи в тетради о том, что ему известно по данному вопросу. На этот этап отводится не более 2-3 минут.
Дети обмениваются информацией между собой в парах или небольших подгруппах. Составляется список предположений. Хорошо, если он будет визуализирован: на доске нарисована корзина, в которую «складываются» мысли и мнения каждой подгруппы или пары детей. Высказываемые предположения не должны повторяться на доске.
«Толстые и тонкие вопросы» — этот приём используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать:
∙ умение формулировать вопросы;
∙ умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий репродуктивный ответ (чаще это «да» или «нет»).
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый проблемный, требующий глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
Фишбоун (пер.«Рыбная кость» или «Скелет рыбы») - это упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Именно через зрительные образы ребёнок быстрее запоминает любую информацию. Этот приём позволяет развивать навыки работы с информацией, умение ставить и решать проблему, работать в команде.
Синквейн — это универсальный методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
Качественное обучение — это и разработка учебных программ, и наличие соответствующих эффективных методов обучения, и создание учебников, учебных пособий, дополнительных материалов. Весь этот арсенал должен быть в руках методически грамотного профессионала–учителя.
Подводя итоги совещания, руководитель районного методического объединения Г.В.Усатова обсудила с коллегами план работы на 2022 год и поблагодарила учителей начальных классов за активное участие.
Отдел по образованию администрации
Жирновского муниципального района