Каждый человек в течение своей жизни выступает в роли потребителя какого-либо товара или услуги. Это может быть покупка продуктов или вещей, пользование горячей водой, газом, электроэнергией в квартире, проезд в поезде, автобусе, изготовление необходимой мебели по заказу, получение медицинской помощи и многое, многое другое. Поэтому можно сказать, что мы все участники правоотношений на потребительском рынке товаров и услуг. При этом, к сожалению, каждый из нас может вспомнить хотя бы одну неприятную историю, связанную с нарушением его потребительских прав: покупку некачественного товара, испорченную в химической чистке вещь, опоздание поезда или задержка вылета самолета и данный список можно продолжать очень и очень долго.
В Российской Федерации правовое регулирование отношений на потребительском рынке регулируется законодательством по защите прав потребителей. Это совокупность нормативно-правовых актов из различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного и др.). В них определены основные субъективные права потребителей, определяются механизмы реализации этих прав, а также устанавливаются юридические последствия нарушения этих прав. Законодательство РФ о защите прав потребителей определяет потребителя более слабой стороной (с экономической точки зрения) и в связи с этим предоставляет ему ряд правовых льгот и гарантий, в результате реализации которых происходит известное выравнивание положения потребителя в данных правоотношениях.
Центральное место в законодательстве о защите прав потребителей занимает Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300 – 1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 01.05.2017 N 88-ФЗ, от 18.04.2018 N 81-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ,
от 29.07.2018 N 250-ФЗ, от 18.03.2019 N 38-ФЗ, от 18.07.2019 N 191-ФЗ, от 24.04.2020 N 144-ФЗ)
Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Но как определить, попадает ли ваша ситуация под действие закона? Для этого в вышеуказанном Законе РФ "О защите прав потребителей" используются следующие основные понятия:
-
потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
-
изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
-
продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
-
недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
-
безопасность товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Есть вопросы по защите прав потребителей? Обращайтесь на горячую линию!
Телефоны «горячих» линий в г.Волгограде:
8(8442)23-00-07, 8(8442)23-00-09 - отдел защиты прав потребителей;
Номера телефонов территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области для граждан, проживающих на территории области:
8(84442)4-36-88- Территориальный отдел в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах Управления;
8(84463)4-15-75 - Территориальный отдел в городском округе г. Михайловка, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском, Новоаннинском, Алексеевском, Киквидзенском, Еланском районах Управления;
8(84465)2-44-38 - Территориальный отдел в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Управления;
8(84472)3-14-78 - Территориальный отдел в Калачевском, Суровикинском, Чернышковском, Клетском районах Управления;
8(84476)3-46-45 - Территориальный отдел в Котельниковском, Октябрьском районах Управления;
8(84457)9-64-55 - Территориальный отдел в г. Камышин, Камышинском Котовском, Жирновском, Руднянском районах Управления;
8(84492)61-4-52 - Территориальный отдел в Палласовском, Старополтавском районах Управления;
8(8443)31-74-62, 8(8443)31-73-02 - Территориальный отдел в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах Управления.
Консультации проводятся в рабочие дни с 09.00 до 17.00, перерыв с 12.30 до 13.00.
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" - Скачать
Информационные материалы:
Порядок предъявления требований о возврате уплаченной суммы
Права потребителей в сфере оказания услуг
Сроки обнаружения недостатков товара
Требования потребителя, связанные с недостатками товара
Кто защитит Ваши права как потребителей финансовых услуг? (памятка для потребителей)
Главные вопросы при получении кредита (памятка для потребителей)
Пять советов по финансовой грамотности (памятка для потребителей)