СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО ЛИСТАЯ

К 300-ЛЕТИЮ КРАСНОГО ЯРА

                                                                                                              Наша сила – это люди!

                                                                                                                   И земле родной – поклон!

С каждым годом краше будет

                                                                                                            Наш поселок дорогой.

И колокольный звон летит через века.

  Несомненно, колокольный звон является неотъемлемой частью православной жизни. Без колоколов мы не можем представить храмы. Колокол – это молитва в звуке, звучащая икона.

  А сейчас мне хотелось бы напомнить вам о тех храмах, которые стояли на земле Красноярской и о тех людях, которые в них работали.

  Территорию и благочиние Камышинского Уезда составляли: Красноярская, Бурлукская, Тарасовская, Гусельская и частично Верхне и Нижнедобринские волости. В благочинии было 19 храмов. Самым крупным населенным пунктом считалась слобода Красный Яр. Здесь находилось три храма и одна часовня Святого равноапостольского князя Владимира, построенная в честь 900-летия крещения Руси в 1891г. Рядом с часовней находился колодец. Относилась она к Троицкой церкви слободы Красный Яр и стояла она раньше на месте нынешней поликлиники.

  С 1685г. в течении 120 лет красноярские земли находились под фамилией Нарышкиных вплоть до 1805г., когда селяне Красного Яра стали солевозчиками и называлась она Николаевкой по-видимому по имени первых поселенцев. В 1715г. Николаевка стала упоминаться в литературе, на картах и эта дата и была взята за основу рождения поселения.

  Спустя 30 лет в Николаевке была построена деревянная церковь в 1745г. по сообщению священника Троицкой церкви Д.П. Дьяконова (1899г.). Храм был посвящен Святому Николаю Чудотворцу и простоял он до начала 19-го века. К сожалению, до нас не дошло его описание и когда он был снесен, это было где-то после 1818г.

   В 1804г. в слободе Красный Яр был заложен новый каменный храм Троицкой церкви с участием графини Любомирской и селян. Графина не дожила до окончания строительства церкви. Она умерла в 1806г. и захоронена в склепе под полом этой церкви. В 1807г. было закончено строительство, а в 1810г. она была освещена.

  Церковь была покрыта железом и выкрашена в белый цвет с зеленым куполом. Кресты на церкви и колокольня были железные, позолоченные. Высота церкви и колокольни была одинакова 14 сажень и 2 аршина (30,5м). Длинною церковь снаружи вместе с колокольней была 17 сажень и 2 аршина (37,5м). Колоколов на колокольне было 6. Самый большой был в 94 пуда и 19 фунтов. Престолов в церкви было 2: Во имя Святой Троицы и во имя Николая Чудотворца. В Троицкой церкви в разные годы работали следующие люди: в 1894г. работал дьяконом Царевский Ф.Я. с 17 марта; с 21 апреля 1903г. работал Павел Великанов, затем дьяконом работал Георгий Иванович Залетаев; в 1905г. регентом работал Василий Васильевич Емельяненко. Перед закрытием в церкви работали два брата Князевские Владимир и Аркадий. Аркадий был настоятелем, о Владимире очевидцы вспоминают так: статный, интеллигентный, красивый, голосом хорош и селен. Уезжая из Красного Яра сожалел, давал напутствие своим мирянам. Говорят умер в Сталинграде в одиночестве.

  Следующая церковь во имя Михаила Архангела, каменная, крытая железом. Построенная на средства селян Красного Яра в 1873г. и освещена в 1875г. в ней имелся один престол Архистратега Михаила. У нее было два клироса. Выкрашена она была в розовый цвет. Это была самая большая церковь, а стояла она на месте средней школы № 2. В ней был замечательный хор, в котором пел и мой дед Ульченко Григорий Яковлевич. Попа здесь прозывали «Апполоныч».

   Последним построенным в Красном Яре был деревянный Храм Успения Пресвятой Богородицы, который был освящен в 1905г. Размещался он в конце улицы Пушкина. К этому приходу относились жители с.Фоменково. потом в этой церкви был Голубев, а в народе его прозывали «Голубчиком». Церковь официально была закрыта в 1934г. и вскоре ее разобрали и построили Дом Культуры.

  В начале советского периода все церкви и часовня Красного Яра были разрушены. С тех пор прошло 90 лет. Уходят одни поколения, рождаются новые. Они делают оценку прошедшим событиям и все это входит в летопись нашей жизни.

  В сентябре этого года наш поселок Красный Яр отметит свое 300-летие. За это трехсотлетие много было сделано добрых дел. И пока жив человек остается жива его память и вера. И вот настал момент для красноярцев, началась эпоха созидания. В парке уже возвышается новый храм Святой Троицы. Не безучастны в его строительстве были люди, внесшие свой вклад, каждый по своей возможности. И я надеюсь, что этот храм привнесет людям духовность, сплоченность и взаимопонимание.

  Хочется закончить статью словами Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, знание его истории-это основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Я поздравляю всех красноярцев с этими знаменательными событиями: с Трехсотлетием Красного Яра с строительством Нового Храма Святой Троицы.

Председатель Совета ветеранов Красноярского поселения И.С. Мамулин. 

DSCN4225.JPG DSC_0341.JPG DSC_0343.JPG

DSC_0999_copy.jpg DSC_1045.JPG DSC_1342.JPG


 

«Каждый человек обязан знать, среди какой красоты

и каких нравственных ценностей он живет».

Д. Лихачев

«СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО ЛИСТАЯ…»

(К 300-летию р.п. Красного Яра)

Для многих славных дел,

Ты стал началом,

И много бед промчалось стороной,

Так будь вовеки гордым, величавым

Поселок Красный Яр

Любимый край родной.

В. Орлов

…Испокон веков человек считает свой край, землю на которой вырос началом начал: здесь начинается его жизнь, отсюда выходят все дороги в пространство и время. Известно, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине. Картины родного поселка, полей и лесов сохраняются в памяти на долгие годы. Они живут в сердце каждого жителя, которые готовы любить и познавать свой край и наша задача – создать фундамент для такой любви.

«…ЗЕМЛИ ПОЖАЛОВАТЬ БОЯРИНУ НАРЫШКИНУ
В ПОМЕСТЬЕ И ВОТЧИНУ».

    В одной из справок Саратовского архива о возникновении Красного Яра, сказано, что он стал заселяться при Петре I, после бунта Мазепы, выходцами из Палтавской и Харьковской губерний, впоследствии закрепощенными боярином Нарышкиным.

    В 1691 году Петр I пожаловал своему дяде и крестному отцу боярину Льву Кирилловичу Нарышкину земли в поместье и вотчину «имянно со всеми лесами, лугами, дикими полями и степями по рекам Хопру, Медведице, Терсе со всеми речками и притоками, да по писцовым книгам 1622 года: леса, бортные ухожья, рыбные, звериные и птичьи ловли». Так в руках Нарышкина оказались земли в настоящее время северо-западных районов Волгоградской области. Было ли там население, управляющие Нарышкиных не знали. Посылаемые в эти места в «оброк» крепостные помещиков Щацкого уезда уже более ста лет промышляли тут, где и мед заготовлять можно, бобров и всякого зверя добывать, птицу бить и рыбу ловить. Про леса и озера, да про луга с богатыми покосами, а про людей почему-то не упоминали.

    Крестьяне оброк приносили исправно, земли хватало, когда пустовавшие медведицкие земли понадобились в приданое дочерям Нарышкина. А тут вдруг прошли слухи, что по Терсе и до самой Медведице пустуют земли, а управляющие докладывали, что там поселились «неведомо откуда взявшиеся люди», дома себе по настроили и всякое хозяйство завели.

     Вот прибрали Нарышкины этих пришельцев к своим рукам, жалобы их «на самоуправство, церкви новые воздвигли – кто как не поп, сумеет внушить мужику смириться».

     Начали с копеек – кончили полным закрепощением. И уже нового крепостника графа Любомирского, получившего половину земель Красного Яра, мало интересовало, откуда взялись здесь малороссы (украинцы). Его интересовал оброк. Первая церковь была построена в далекие времена, возможно в 1700 годах. Сделана она была дерева, а построили ее первые поселенцы. Две других – построены из кирпича гораздо позже.

      Новоприбывшие украинцы скупо поясняли, что бежали они от Мазепы. И малороссияне, погрузив на волов скарб и детей, не большими группами двинулись туда, где живется «вольно». Так и добрались они до Медведицы, и у разлившегося озера, где бобры соорудили свои плотины, остановились. Обрывистый, заросших дикой вишней сел. Название любого поселения - своеобразный памятник эпохи своего возникновения и оно тесно связано с историей, с его природной средой. Об особенностях растительного и лесного покрова нашего края в прошлом указывает название – Красный Яр. Поистине  «красное» - красивое место и Яр, значит, тоже «красный». Только не нашли здесь волю пришельцы, ярмо крепостничества настигло их и на берегах Медведицы.

КРЕПОСТНЫЕ СОЛЕВОЗЫ

     По именному указу Петра I в 1797 годы красноярцы вместе с хуторянами были выкуплены казной у их владельцев по цене 200 рублей. Часть их была переселена в Зауморскую (теперь г.Николаевск), а Красному Яру оставили его настоящее название. Став казенными крестьянами, за выполнение государственной повинности – вывозки соли – на 12 лет были освобождены от податей, почтовых сборов и рекрутчины.

     Вывоз соли, совершенно не оплачиваемый труд, продолжали ежегодно с апреля до ноября. В 1883 году – добыча соли на Эльтоне была прекращена.

     Жизнь государственных крестьян  Красного Яра в первой половине XIX века ничем не отличалась от жизни помещичьих крестьян – тот же тяжелый труд 15-16 часов в сутки. Об этом свидетельствуют бунты. Освобождение красноярцев от крепостной зависимости произошло в 1866 году. Лишь в 1886 году был произведен обязательный выкуп  казенных наделов и красноярцы юридически стали их собственниками, уплатив за 20 лет (с 1866г.) сумму, вдвое превышающую рыночную стоимость земли.


Страницы прошлого листая

                                                                                                          О край мой древний,соловьиный,

                                                                                                          Душа распахнутых дверей,

                                                                                                           Мой островок неповторимый

                                                                                                           Живёт  историей своей.

                                                                                                                                                         В.С.Орлов

Словно страницы необъятной книги мысленно перелистываешь столетия нашего степного края. И представляется он нам то первозданно диким,усеянным блюдцами озёр в красивом ожерелье степного разнотравья,то пустынным,скучным в своём однообразии и бескрайности. Вот-вот сейчас из-за сторожевого кургана,в который упёрся кровоточащий край утренней зари,вынырнут татары Золотой Орды. Или вдруг сознание чётко вычертит убежище разбойничьих ватаг среди оврагов,буераков и лесов. И закурится степь в пыльном мареве. Ровная,много раз высушенная суховеями и солнцем,нещадно битая лютыми морозами степь никогда не была безжизненной,необитаемой,седая от полыни,внешне тоскливая,она и в зной,и в трескучее бесснежье жила по-своему многообразной и крепкой жизнью.

Народные волнения, разбойничьи ватаги не обходили стороной эти места. Ещё в 1772 году Е.Пугачёв, следуя из казачьей станицы Глазуновской к старообрядцам, почти без остановки проехал через Нижнюю Добринку и Красный Яр. Пугачёвцы спешили к Камышину,задержались немного в слободе Успенской(Рудне), Андреевке, Жирном, прихватив в Гуссенбахе(Линёво) десяток колонистов. Наш славный полководец А.Суворов, впоследствии фельдмаршал, спешил на сутки в Нижнюю Добринку, посетив там церковь, а в слободе Красный Яр только напоил лошадей.

Сохранилась жалоба Красноярских чумаков на казаков Антиповской станицы: «Скот наш,волов и лошадей и прочее крадут … атаман Кощеев и казаки волжского войска, посылаемых для караулов соляных магазейнов, нам чинят …обиды. »

Кроме того, в необжитых полях по Хопру и Медведице скрывались староверы, беглые (вольница), и конечно же, разбойничьи шайки…

О разбойничьих шайках, обитавших вблизи Красного Яра, имеются не только легенды,но и также исторические факты. В архивных документах 1976г. Д.А. Мордовцев говорит: «В1771-1781 гг., в нынешних Камышинском и Царицынских уездах разбойничали шайки атаманов Рыжаго,Шагалы и Дегтярёнки». (Историко-географический словарь Саратовской губернии. Т.1.Вып.1 ;южные уезды Камышинский и Царицынский)

В 1777 г. атаман Рыжий вместе со своей шайкой напал в Красноярском юрту на проезжих малороссиян и захватил богатую добычу деньгами, затем недели  две держал в осадном положении Красноярские сёла и хутора, а с жителей собирал поборы баранами и хлебом. В 1781-1782 гг. в этих краях разбойничал атаман М. Дегтяренко - малоросс, беглый солдат-гусар. Его разбойничий стан находился в 30 верстах от Красного Яра. Они делали притоны около больших дорог, где проходили обозы. Караулили и разбивали их. Разбойники периодически делали налёты. Однажды он ограбил крестьян и богачей, возвращавшихся с ярмарки. Долгое время он в страхе держал всю округу, промышляя со своей шайкой дерзкими набегами.

В1730 г. для сыска воров и разбойников был образован особый отряд войска, но бедствия от беглых (вольницы) не прекращались. В 1744г. 7 сентября был издан указ и отправлен во все губернии, в том числе и в Саратовскую. Особые сыщики с отрядами войск ловили воров и разбойников.

Сквозь тьму веков

Если говорить словами М. Горького, то всем хорошим в нас мы обязаны историческим книгам, в которых описываются легенды и предания нашего малого уголка России. Родная сердцу сторона, красота родных мест, круг полей и лесов, прозрачность рек и таинственность курганов, над которыми витает дух предков, - всё до боли близкое и родное, так это и есть наша земля, и несёт она прошлую славу в грядущие века.

Вдали величаво возвышается череда курганов, как бы поддерживающих убегающее вдаль небо. Их было 9. Как утверждают легенды, каждый из них носил определённое название. Так, на месте бывшего хутора Моисеево возвышается курган «Высокая могила» Говорят, курган этот когда-то даже пытались раскопать, но не найдя в нём ничего особенного, раскопки прекратили.

Курган этот имел высоту до пяти сажен (1 сажень равен 2 метрам 13 сантиметрам) и возвышался над всей местностью. Вокруг него разбросано несколько мелких курганов, образуя тем самым изогнутую линию.

Верстах в пяти от этого кургана (1 верста равна 1,06 км.) расположен курган, носящий интригующее название - «Могила над Матвеевым курганом» Между нами находится ещё один курган, но он не имеет определённого названия.

В шести верстах от «Высокой могилы» стоит курган в 1,5 сажень, а в четырёх верстах от него расположен ещё один курган всё с тем же погребальным названием - «Тарасова могила».

Трудно сегодня гадать, что это за «могилы». Действительно ли это были захоронения знатных людей или просто народные названия, возникшие по каким-то только им, предкам, известным причинам. И пришли ли они из далёкого далёка или обрели своё название уже при новых хозяевах - малороссах Красного Яра?! Это остаётся для нас исторической загадкой. Может, определённую роль в этом сыграла задержавшаяся на несколько столетий вторая Золотая Орда Улус Челхана?

                                                 Слобода в начале 19 века

По известному списку населённых мест России за 1862 год в слободе Красный Яр было 513 дворов,заселённых 2187 душами мужского пола и 2200 - женского,всего 4387 жителей. Строений в слободе-1110, из них 17 каменных и кирпичных, 1075-деревянных и 18 сырцевых. 3 дома были под железом, 18-под тёсом, а остальные 1089-все под соломой. В слободе было 12 лавок, 14 промышленных и 10 питейных заведений. У крестьян было 567 плугов, 181 соха, 26 веялок; имелось 1191 рабочая лошадь, 1316 волов, 1756 коров и телят, 4637 овец, 605 свиней, 12 пчельников с  98 колодами. В слободе имелось 1941 десятина удобий и 1411-неудобий, 845 десятин покупной земли. До 1887 года землёй владели по ревизским душам, а затем сроком на 10 лет поделили на 3200 условных душ. Сенокосы делились ежегодно.

В 1898 г. в слободе Красный Яр было волостное управление: был фельдшерский пункт, базар и 3 училища (одно классное сельское, открытое 1843 г., где обучалось 153 мальчиков и 26 девочек). В 1888г. в приходе Троицкой церкви открылась школа грамоты, а в 1889 в приходе Михаило - Архангельской церкви появилась ещё одна школа грамоты, где обучалось 46 мальчиков, в дальнейшем распоряжением правительства от 12 марта 1913г. одной из этих школ было присвоено имя наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича. В селе Фомёнково, относившемуся территориально к Красному Яру , школа грамоты была открыта в 1899г. Здесь учились 25 мальчиков и 5 девочек.

Продолжение следует...

Из неопубликованной книги И.С Мамулина «Очерки истории Красного Яра» и краеведческих материалов Красноярской Центральной библиотеки.


«СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО ЛИСТАЯ…»

(К 300-летию р.п. Красного Яра)

ОТ ТОЗов ДО КОЛХОЗОВ

По рассказам старожилов, Красный Яр до 1917 года был слаборазвитым, выглядел бедно. Крестьяне занимались в основном сельским хозяйством, спекулировали лошадьми. В селе имелись три церкви, несколько винных кабаков. Дома были покрыты в основном соломой. На селе было два старосты и два писаря. Землю делили ежегодно, по три десятины на мужчину. В земледелии была трехполка.

После революции и гражданской войны восстановлением разрушенного хозяйства стал заниматься Волисполком во главе с его председателем Ульченко Василием Тимофеевичем. Крестьяне стали получать землю на всех в семье. Обрабатывали ее единолично. Постепенно они стали объединяться в артели, ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли). В 1922 году они объединились в артель из 12 семей – «Культурный уголок» под с.Морозовым. Председателем этой артели был Филиппенко Тарас Степанович. Вторая артель называлась «Красный крестьянин». В 1925 году было создано ТОЗ «Красная звезда» объединявшая до 20 хозяйств, председателем в нем был Водолажский Алексей Петрович. В этот период так же был создан «Интерхоз» - интенсивное хозяйство возглавляемое Битюцким Степаном Егоровичем. Так шаг за шагом люди решали свои сложные дела. Они не жалели сил, чтобы восстановить разрушенное хозяйство, наладить жизнь, накормить старцев, детей, сирот. Коммунисты, комсомольцы, недавние фронтовики старались помогать во всем односельчанам. По ночам они охраняли свои селения и общественное имущество, а днем заготавливали топливо, добывали продукты, учились на курсах, ликвидировали неграмотность, открывали Народные Дома, избы – читальни. Весь 1922 год какая-то таинственная банда терроризировала Красный Яр: грабили амбары, резали скот, избивали одиноких прохожих, издевались над девушками. По заданию комсомола и милиции Степан Дорошенко выявил бандитов. Они были обезврежены и преданы суду.

В те годы борьба за хлеб и товары была сложной и нужно было принимать особое решение. В 1928 году на Камышинской крестьянской конференции был поднят вопрос о организации новых сельхозартелей – крупных коллективных хозяйств, колхозов. Так в 1929-1930г.г. началась коллективизация. Эти годы стали решающими. Борьба ожесточила всех. Действовали и настоящие враги: в хуторе Гордиении был застрелен Александр Чумадин – комсомолец, председатель колхоза. Такие же люди напали на активистку Красного Яра Анну Преображенскую. Ей пробили голову и выбили глаз. Вот такие неприятности происходили, когда создавались колхозы.

В Красном Яре был создан один большой колхоз им.Молотова. Но ним было сложно управлять и его разъединили на четыре хозяйства: «им.Молотова», «Серп и молот», «Красный крестьянин» и «Новая жизнь».

Постепенно дело стало выправляться. Для помощи с/х были мобилизованы рабочие кадры двадцатипятитысячники из городов, но им самим надо было учится на  практике. Такими людбми были в колхозе «Красный Крестьянин» Алексей Муравьёв, в колхозе « Серп и молот» Михаил Мантуленко, первее директор МТС Г.В. Ермошин. Были первыми трактористами А.В. Долобешкин, Ф.Н.Маштаков и др.

Постепенно развивалась и местная промышленность: работал Маслозавод, Кирпичный завод, Мельзавод, Потребкооперация. Работали: больница, школы, клубы, избы-читальни, проводилась культурно-просветительская работа.

Как бы не оценивались тогдашние преобразования в наши дни в с/х, но они победили повсеместно.

Более того, только при наличии коллективного производства страна смогла выстоять и победить в смертельной схватке с фашизмом.

В послевоенные годы все ресурсы в стране были направлены на восстановление разрушенного хозяйства. Материально стали укрепляться и колхозы. Сюда пошла техника: трактора, комбайны, машины, сельхозинвентарь. Колхозы уже теперь стали объединятся в более крупные хозяйства.

Так в 1959 году стали объединятся колхозы Красного Яра: им. « Молотовой», «Красный Крестьянин», «Новая жизнь», « Серп и молот», прилегающих сёл: Моисеево « Новая жизнь», х. Недоступов «Хлебороб вперёд», Морозово им. «Сталина», Фомёнково «Победа», это хозяйство стало называться колхоз « Заветы Ильича», а возглавил его Анистратов Иван Филиппович.

После объединения, общая земельная площадь в колхозе стала 30049 га. Когда в стране случился переворот, колхоз «Завет Ильича» был миллионером.

На сегодняшний день все колхозы разрушены, большинство земель зарастают бурьяном.  

Для написания статьи была использована конкурсная работа на лучшую рукописную книгу, под названием « Отчий край-малый уголок Великой России» 2004 года, автор Мамулин И.С.