Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сложно, наверное, представить жизнь современного человека без компьютера, который сейчас имеется практически в каждой семье, особенно если в ней есть дети подросткового возраста. Родители понимают, что компьютер ребенку просто необходим для интеллектуального развития, поскольку из Интернета можно получать огромное количество полезной информации (материалы электронных энциклопедий с картинками и иллюстрациями, мнение современных ученых и сверстников). Многих родителей беспокоит вопрос: «Оказывает ли компьютер негативное влияние на здоровье ребенка?»

Конечно, оказывает. Длительное нахождение за ним может привести к ухудшению зрения, искривлению позвоночника, головным болям. Поэтому необходимо создать дома комфортные условия для безопасной работы ребенка на компьютере. И начать стоит с правильной организации рабочего места. Для компьютера нужен компьютерный стол с регулируемой высотой, матовым покрытием и регулируемый по высоте стул (ноги ребенка должны твердо стоять на полу) с подлокотниками. Расположение монитора должно быть строго параллельно глазам ребенка. Он должен смотреть прямо, а не сверху вниз или снизу вверх. При этом рабочее расстояние от глаз до экрана — не менее полуметра. Также надо следить, чтобы от окна или лампы не создавались дополнительные блики на экране, так как это негативно сказывается на зрении. Нельзя работать за компьютером в полной темноте. При установке компьютера родителям следует подумать и о вредном электромагнитном излучении. Не нужно размещать технику в спальне ребенка. Если же в квартире нет свободного места, где бы поместился бы компьютер, то прибор следует на ночь выключать от сети полностью. Тогда электромагнитное поле не будет образовываться и негативно влиять на здоровье. Продолжительность непрерывного нахождения подростка за компьютером должно составлять не более 20-30 минут. Причем, желательно, не каждый день. Чтобы проконтролировать время общения ребенка с компьютером, можно установить простую программу. Она не только отключит прибор по истечении «разрешенного» часа, но и запишет, чем он занимался в течение этого времени.

Безопасность ребенка в Сети обеспечит контроль со стороны родителей + «Родительский контроль». Контроль может установить у себя дома любой родитель.  У всех антивирусов с Internet Security есть опция «родительский контроль». Кроме этого, возможно установить дополнительную программу (KinderGate Родительский Контроль). Подобная программа не только не допустит загрузки информации, причиняющей вред (например, видео и фото эротического содержания), но и позволит ограничить время, когда компьютер возможно включить (например, с 2 до 5 часов). Но даже при заказанной у провайдера услуге «родительский контроль» дети все равно могут попадать на тексты и картинки, предназначенные для взрослых. Конечно, при подключении подобной услуги число их уменьшится, но все равно такие страницы попадаться будут, поэтому не помешает проследить – проверить журнал браузера и выяснить, какие страницы посещал ребенок.

Следует объяснить подростку основные правила поведения в Сети: осторожность в общении с незнакомцами, нежелательность сообщения личных сведений даже в приватной переписке.

Жестокие и кровавые компьютерные игры необходимо пресекать на корню, так как они способствуют развитию агрессивности в поведении. Вообще, родителям желательно как можно раньше объяснить подростку, что компьютер необходим в первую очередь для решения рабочих вопросов, а не для игры.

Современные подростки просто не представляют своей жизни без гаджетов: компьютеров, ноутбуков, планшетов и телефонов. В свободное время они играют в компьютерные игры, смотрят прохождение игр другими игроками, скачивают и смотрят фильмы, мультфильмы и смешные видео в YouTube, смотрят аниме и трансляции игр со стримерами в Twitch (игровой видеостриминг), общаются в социальных сетях, на форумах и различных чатах, слушают музыку. Культурологи и демографы относят детей, рожденных в период с конца нулевых по настоящее время, к поколению Alpha (Альфа), легко осваивающему новые технологии.

Родителям тяжело понять мир, в котором живут современные подростки. Да, они так же общаются, ходят в школу и влюбляются, и всё же – они кардинально другие. Больше знают, и их осведомленность в некоторых вопросах порой даже пугает…

Если родители замечают, что ребенок забывает про уроки, домашние дела, то пытаются лимитировать время его нахождения за компьютером. Но это чревато бунтом – он уже не малыш… Общаться с подростком тоже становится трудно – он живет параллельной жизнью в компьютере, общаясь с друзьями по поводу компьютерных игр… Постепенно ребенок отдаляется от родителей и может совсем уйти в параллельный мир, потерять связь с реальной жизнью. Как же быть родителям в этой ситуации, как сделать так, чтобы ребенок не отдалялся от них и жил интересной, насыщенной разнообразными событиями жизнью? Для ответа на этот вопрос необходимо понять, почему компьютер так притягивает подростков к себе.

Всему виной кризис подросткового возраста, в который вступают дети с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости. Вчерашний ребенок отдаляется от родителей, становясь всё более самостоятельным. Он начинает жить своей, отдельной жизнью. Учебная деятельность отодвигается на второй план. Ведущим становится общение со сверстниками — ведь именно в процессе общения происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. Жить без родителей подростку пока рановато, поэтому выходом становятся частые встречи с друзьями и/или побег в виртуальную реальность. И пусть общение там является поверхностным, для многих молодых девушек и парней оно становится основным окном в мир, дает возможность раскрепоститься и почувствовать себя более значимым и взрослым… В Интернете подросток, имеющий проблемы с социальной адаптацией, получает возможность стать другим, раскрыться, найти друзей, единомышленников и даже любовь. Скромные и застенчивые получают здесь общение, которого им порой так не хватает в реальности.

Почему именно компьютер становится для подростков столь притягательным? Прежде всего, компьютер дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр – от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, он становится властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. В группе риска – подростки, которые испытывают недостаток внимания со стороны родителей, а также дефицит общения со своими сверстниками. Компьютерный мир в основном засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность.

Самой большой проблемой для родителей становятся компьютерные игры. Компьютерные игры — настоящая болезнь, одержимость, уход от близких людей и реальности. Даже не играя, увлеченные дети обдумывают игры и стратегии. Они теряют адекватность. На самом деле, объяснить причину возникновения компьютерной зависимости довольно просто. Самыми опасными во всей этой среде считаются ролевые игры, где ребенок или подросток переносится в виртуальную реальность, в которой он играет свою роль, имеет определенные навыки, уровень силы и мастерства, а сама игра наполнена серьезным сюжетом, реальными врагами и угрозами. Игрушки типа головоломки, на быстроту реакции, аркады не вызывают такой реакции, они, в принципе, не опасны для человеческой психики. А вот игра, в которой игрок видит компьютерный мир глазами своего персонажа, способствует утрачиванию связи между виртуальностью и реальностью, пройти ее становится чуть ли не смыслом жизни.

Почему ребенок так сильно «подсаживается» на такой вид развлечения? Мнение психологов на этот счет практически у всех одинаковое, они считают, что человек привыкает к ощущению счастья. Все дело в том, что ребенок в процессе игры испытывает лишь сильные и положительные эмоции – радость побед, адреналин, которые ведут за собой выброс реального гормона удовольствия. Он и вызывает очень схожие процессы, которые протекают в голове обычного наркомана.

Как родители могут понять, что их ребенок подвержен компьютерной (игровой) зависимости? На это укажут следующие симптомы:

— Ребенок проводит большую часть времени за компьютером, пренебрегая личной гигиеной, забывая отвлечься на еду и сон.

— Интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером.

— Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.

— Невозможность остановиться (агрессия на требование родителей отключить компьютер).

— Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.

— Пренебрежение семьей и друзьями (равнодушие). Подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей.

— Ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером.

— Ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером.

— Проблемы с учебой (снижается успеваемость в школе).

Как же помочь подростку избавиться от компьютерной зависимости?

Родителям необходимо проанализировать ситуацию и понять причину такой тяги к компьютеру. Возможно, ребенок так компенсирует дефицит родительского тепла и внимания, а, возможно, он не уверен в себе и своих силах, в связи с плохой успеваемостью или с недовольством своей внешностью. Или из-за своей застенчивости ему сложно обрести друзей. А, возможно, у подростка нет серьезных увлечений, интересов, хобби в реальной жизни, и он стремится самореализоваться через компьютер.

 Какова бы ни была причина возникновения у ребенка кибермании, помочь от нее избавиться могут только родители, поскольку только они хорошо знают своих детей. Не нужно критиковать подростка за то, что он слишком много проводит время за компьютером, акцентируя тем самым внимание на проблеме. Запреты, крики, выдирание проводов, отключение интернета – «методы» борьбы, абсолютно неэффективные в отношении подростков. Так вы только вызовете у ребенка озлобленность и отдалите его от себя. Специальные программы, обещающие «родительский контроль», тоже далеко не панацея, ведь нынешние подростки очень быстро учатся их обходить. У ребенка должен существовать четкий распорядок дня. Прогулки, уроки, помощь по хозяйству, еда – это одно, а виртуальные игры – совсем другое. Создайте своеобразный «рейтинг времяпрепровождения» и расскажите подростку о негативном влиянии компьютера на здоровье человека.

Договоритесь с подростком о том, сколько времени он будет проводить у монитора, причем определите, что основным занятием за компьютером должны быть подготовка домашних заданий и рефератов. Необходимо проявлять твердость и настойчивость. Главное — никаких послаблений типа — еще минуточку, сегодня мало задали, я получил(а) пятерку, в честь праздника. Когда ребенок поймет, что спуска не будет, он привыкнет и перестанет с вами спорить. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше, ведь с возрастом устанавливать ограничения будет всё сложнее.

Если вы хотите, чтобы ребенок изменился, то начните меняться сами. Подавайте собственный пример, не сидите за компьютером больше положенного, лучше уделите время своей семье. Станьте такими родителями, которым хочется подражать. Это не панацея от компьютерной зависимости подростка, но важный вклад в формирование его представлений о реальности. Обратите внимание на образ жизни вашей семьи – достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку, есть ли у вас свои интересы и разделяет ли он их, как часто вы собираетесь все вместе, чтобы выйти на природу, сходить в музей, кино, театр, покататься на велосипедах, почитать интересные книги, поиграть в игры. Предложите ему придумать какое-нибудь совместное мероприятие (возможно, это станет вашей семейной традицией). Покажите ребенку, что в реальной жизни тоже интересно. Запишите подростка в спортивную секцию или в кружок по интересам. Занятия спортом, путешествия и прогулки, общение с друзьями помогут ребенку приобрести уверенность в себе и наладить новые контакты, а также сформировать новые жизненные цели.

Можно использовать компьютер для совместного просмотра фильмов. Вы станете ближе к ребенку и сможете ненавязчиво направлять ход его мыслей, учить правильному взгляду на жизнь, просто комментируя фильм по ходу просмотра.

Предложите ребенку создать свой сайт. Возможно, подросток достаточно интеллектуален, чтобы заняться, например, созданием собственных сайтов или изучить какую-либо сложную программу (например, Фотошоп или программу для создания видеороликов). Так у вас с ребенком появится общее дело, общие темы для разговоров. Вы не только не потеряете контакт с ребенком — подростком, а завоюете его доверие.

Если компьютерная зависимость ребенка затянулась или приобрела слишком серьезный оборот, и вы видите, что не можете справиться с ней самостоятельно, то обратитесь за помощью к психологу.

Помните, что «иммунитет» от пристрастия к кибермании формируется в семье. Если в семье присутствует атмосфера дружелюбия, комфорта и доверия, то это уменьшит шансы подростка стать зависимым от компьютера.

 Шмакова О. Г., психолог ГБУЗ «ВРЦОЗ и МП»

Уведомление об использовании cookie файлов

Обратите внимание! На нашем сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий и согласны с политикой конфиденциальности сайта.