Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ЖИРНОВСКОМ РАЙОНЕ

Тема истории образования учебных заведений  в Жирновском районе до настоящего времени не была предметно рассмотрена в работах исследователей. Некоторые образовательные учебные заведения пытаются воссоздать историю создания и развития своих  школ, однако недостаточная источниковедческая база по данной тематике накладывает свой отпечаток. Дело в том, что в архивном отделе администрации Жирновского  муниципального района документы постоянного срока хранения отложились только с 1971 года. Документы до этого времени переданы на хранение в ГУ «ГАВО». Документы по личному составу приняты на государственное хранение с 1941 года, но они менее информативны.

Сложность поиска материала заключается и в том, что  Жирновский район образовался на территории нескольких районов Сталинградской, а затем Волгоградской области. Часть его территории относилась и к Республике немцев Поволжья. Однако,  несмотря на сложности,  нам удалось найти архивные материалы, документы архивного фонда Волгоградской области, разнообразную  научную литературу, чтобы раскрыть тему начала развития народного образования в Жирновском районе.
Заселение нашей территории началось в середине 18 века. Из 26 населённых пунктов, находящихся в то время на территории будущего Жирновского  района,  школы (церковные, земские или школы грамоты) имелись лишь в  одиннадцати. Необходимо напомнить, что учебные заведения уездов до 1918 г. представлены земскими и министерскими школами  (МНП), железнодорожными, фабричными, церковно-приходскими, Мариинскими гимназиями и гимназиями Министерства народного просвещения, реальными училищами, учебными заведениями Синода, частными учебными заведениями.
Учебные заведения Камышинского уезда относились к Казанскому учебному округу.
 
№ п/п
Название населённого пункта
Тип школы
Год открытия
Кол-во учеников
примечание

1

 Село Бородачи
Камышинской волости , Камыш. уезда
Церковная школа грамоты

1894

-
До открытия кочевала по наёмным хатам

2

Село Вершинка
(Кауц- нем.колония)
-церковная
-земская
1767
1893
-
-
-

 

 

 

3

Слобода Кленовка
Камыш.волости
Камыш.уезда
- школа грамоты
-собственная  школа
-земское училище (прим.1)
1894
1886
1897
25, позднее 13
Учитель – сын дьячка, школа размещалась в простой избе с домохозяевами. Топливо, солому ученики носили из дому по очереди. Учебные и школьн.
принадлежности приобретали родители. Кроме платы за аренду избы под школу родители платили учителю по 30 коп. за ученика

 

4

Слобода Красный Яр
Камышинского уезда
-земское училище
(прим.1)
-сельская одноклассная
-школа грамоты
-школа грамоты
1843
1889
1888
1899
153 мальчика
6 девочек
66 мальчиков
14 девочек
46 мальчиков
 
Приход Троицкой церкви
Приход Троицкой церкви
Приход Михаило-Архангельской церкви, находилась в церковной сторожке

5

Село Фомёнково (относилось к Красному Яру)
-школа грамоты
1899
25 мальчиков
5 девочек

 

 

6
Деревня Макаровка Верхнее-Добринской волости Камыш. уезда
-школа грамоты
1883
12 мальчиков
3 девочки (1883 год)
Сначала нанимали обучающих, оплачивая им хлебом по 1-1,5 меры(четверик)
7
Новинка (Нем.колония Ней-Денгоф)
-церковно-приходская
-земская
1863
1888

 

 

8
Тетеревятка Верхнее-Добр. Волости Камыш. уезда
-земская
Церковно-приходская
1868
-

 

Располагалась в общественном Здании
9
Слобода Александровка
-церковно-приходская
1893

 

 

10
Большая Князевка Камыш. уезда
Церковно-приходская

 

 

 

11
Малая Князевка Камыш. уезда
-земская
-церковно-приходская
1 октября 1883
15 апреля 1883

 

В здании церковной сторожки

В середине 19 века земские школы не пользовались каким- либо авторитетом у населения, т.к. земство старалось избавиться от лишних затрат, экономя средства на образование. Но учебные заведения не могли существовать без ассигнований, поэтому школы закрывались одна за другой, число учащихся быстро сокращалось.

Камышинское земство за время своего существования  сменило несколько систем участия в распространении начального образования. Земское  Собрание 1867 г. постановило открыть с 1868 г. 3 начальных школы, ассигновав на каждую по 500 руб. в год.
В колониях все русские школы содержались на частные средства, земские ассигнования должны были идти как стипендии детям из бедных семей. В 1886 г. Собрание приняло решение принять на счет земства уплату жалованья учителям – 250 руб. , русско-немецким школам сначала было в этом отказано, но в 1888г. пособие выдаётся и им.  Камышинское земство систематически открывало учебные заведения. Так, в 1843 г. было открыто Красноярское земское училище, в 1867г. – Грязнушинское, в 1869 –Верхне-Добринское , в 1897 – Кленовское, Мирошниковское; в 1883 г. церковно-приходская школа в сл. Меловатка.
Земские школы до 1908 г. содержались на совместные  средства земства и сельских обществ. Земство выделяло средства на содержание учительского персонала, а сельское общество помогало в приобретении учебников, учебных пособий, несении хозяйственных расходов. В 1908 году был издан  закон о пособиях земству на содержание учителей. Министерство народного просвещения освобождало земство от расходов по содержанию учителей, принимая расходы на свои средства. Это привело к улучшению материального обеспечения как школы, так и  учителя (ему выплачивалось фиксированное жалованье в 360 руб.).  Таким образом, земская школа до революции содержалась на средства земства и Министерства народного просвещения.
В 1903/1904 учебном году в Камышинском уезде насчитывалось 219 начальных  школ, в т.ч. 58 земских, 55немецких церковно-приходских,  7 немецких товарищеских, 47 школ грамоты, 41церковно-приходская, 5 министерских. Все 58 земских школ содержались исключительно на средства уездного земства и сельских обществ. Оклад учителя составлял 300 руб. в год. Все школы уезда в 1903/1904 учебном году снабжались бесплатно учебниками, учебными и письменными принадлежностями.
Уже в 1913/1914 учебном году в Камышинском уезде было: земских школ- 118,церковно-приходских – 96, министерских- 7, русско-немецких – 44, частных – 5, городских – 11(в т.ч. лютеранская, католическая и железнодорожная).
Распоряжением правительства от 12 марта 1913 г. школе, открытой в сл. Красный яр  Камышинского  уезда, присвоено имя наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича.
На 1 января 1915 г. в Камышинском уезде действовали 43 русско-немецкие школы, 2  иноверческие (лютеранская и католическая).
Но вернёмся непосредственно к истории нашего района. В селе Жирное Лемешкинского района первая начальная школа была организована в 1907 году. Она состояла из трёх классов, в которых дети занимались одновременно в одну смену. Преподавал один учитель – Копьёв Иван Иванович. Здание образовательного учреждения представляло собой крестьянскую избу из одной комнаты. Число учеников доходило до 20-25 человек, среди них была только одна девочка.
В 1911 году построили школу с расчётом на 4 года обучения. Количество учеников увеличилось. Появился второй учитель по фамилии Осташкин. В 1915 году здание школы сгорело. Учащиеся стали ходить на занятия группами по частным  квартирам. В годы гражданской войны обучение детей не было системным.
В 1921 году Григорий Денисович Маклаков, бывший ученик И.И. Копьёва, продолжил дело народного просвещения. Сначала он один занимался с тремя классами, а затем приехала учительница Торикова. Стало 4 класса. Эта новая начальная школа просуществовала до 1932 года. В 1932-м в с. Жирное открыли  семилетнюю школу, директором которой  назначен Г.Д. Маклаков. Он руководил учебным заведением до 1941 года, пока не ушел защищать родную землю от фашистских захватчиков. Пост директора заняла учительница Погорелова.
В годы Великой Отечественной войны в 1942-м году при Жирновской школе открыты 8-й и 9-й классы. Количество учащихся доходило до ста человек.
В конце 40-х годов в селе Жирное открыты нефтяные и газовые месторождения, что повлекло за собой приезд большого количества людей: геологов, буровиков, нефтяников, строителей. Люди ехали вместе со своими семьями. Ежедневно в школу  приходило до 20 новых учеников. А школа на тот момент размещалась в бараке из 11 комнат. Так что вопрос о строительстве нового здания школы оказался насущным.
В 1954 году была открыта восьмилетняя школа в просторном двухэтажном здании. Отсюда берёт своё начало история Жирновской школы № 1.
Сфера образования в Жирновском районе развивалась очень активно. Она стала отражением развития образования всей России. На нашей земле выросла замечательная плеяда выдающихся педагогов. Но это уже тема следующего большого научного исследования. Работу по изучению  истории развития народного образования мы обязательно будем продолжать.

В. АВДЕЕВА, начальник архивного отдела администрации Жирновского муниципального района.

Литература:
1.В. Гомулов Очерки истории Жирновского района. Жирновск,1999г.
2. Город моей судьбы. Жирновск, 2008
3.В.В. Мельникова Народное образование края в 19-начале 20 в.в.,
Волгоград, 2001
4.Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России(1861-1917) М. , 1982.
5.Очерки истории Саратовского Поволжья.Т.1, Саратов, 1993.
6. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. Том48, СПб.1898, Т.54,СПб,1899, Т.78,СПб ,1903.
Уведомление об использовании cookie файлов

Обратите внимание! На нашем сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий и согласны с политикой конфиденциальности сайта.