Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

logo65

Очередной мировой экономический кризис не обошёл стороной и нашу страну в целом,  и регионы и, естественно, муниципалитеты. Для местного самоуправления наступили трудные времена – ему буквально приходится бороться за выживание. В этих условиях резко возрастает роль муниципальных управленцев (глав районов, поселений, специалистов администраций), от которых зависит организация бюджетного процесса и управление местными финансами.

Крайняя ограниченность ресурсов, находящихся в ведении муниципальной власти, вынуждает использовать их в высшей степени рационально. Так ли это? Об этом корреспондент районной газеты «Жирновские новости» Владимир Маюрченко беседовал с  заместителем главы администрации Жирновского муниципального района, председателем комитета экономики, бюджета  и финансов Петром Мармурой.

Первое, о чём хотелось спросить – изменились ли подходы к формированию доходной части районного бюджета?

Мармура ПН- На протяжении уже нескольких лет, начиная с 2013 года, за основу формирования бюджета района принимаются показатели умеренно оптимистического варианта прогноза социально-экономического развития Жирновского муниципального района.  2016 год не исключение. Бюджет принят с предельным размером дефицита.

Несмотря на все негативные изменения в налоговом законодательстве и межбюджетных отношениях, я считаю, что у нас в полном объёме сохраняются возможности и инструменты, гарантированные законами о местном самоуправлении. Нам необходимо реализовать   следующие задачи: провести максимально полную мобилизацию доходов от местных налогов и неналоговых платежей; максимально сократить нерациональные расходы; добиться обеспечения прозрачности бюджета для населения и контроля за его исполнением со стороны представительного органа Жирновской районной Думы. Надо  через аукционные процедуры проводить максимально возможное количество контрактов на поставки товаров и услуг, оплачиваемых из бюджета; определиться с инвестиционными проектами, способными принести быструю отдачу в виде дополнительных налоговых и неналоговых поступлений в бюджет района. И тогда, надеюсь, при достижении всех этих целей у нас появится  возможность на перспективное развитие.

Но давайте разберёмся в этом поподробнее. Районный бюджет образуют поступления налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездные поступления из областного бюджета. В структуре собственных доходов наибольший удельный вес приходится на поступления налоговых доходов, которые формируются за счёт отчислений налога на доходы физических лиц, доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, единого налога на вменённый доход, единого сельскохозяйственного налога, налога, взимаемого в связи с применением патентной системы, государственной пошлины по делам рассматриваемых в судах и за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.

Приведу динамику поступления налоговых доходов районного бюджета. В 2010 году они составляли 25,8% в структуре доходов или 181987 тыс. руб.; в  2011-м  – 30,1% (194407 тыс. руб.); 2012-м  – 29,2% (200679 тыс. руб.); 2013 г. – 32,9% (196293 тыс. руб.); 2014 год – 28,2% (188803 тыс. руб.); 2015 г. – 27,5% (174099 тыс. руб.). Сегодня мы пытаемся изменить ситуацию  и  в планах на 2016 год  уже  36,3% (197946 тыс. руб.).

Основным в структуре налоговых доходов является налог на доходы физических лиц. Здесь динамика такова. В  2015 году мы получили 151417 тыс. руб.- это  на 11282 тыс. руб. меньше предыдущего  года, на 25305 тыс. руб. меньше, чем в 2013 году, на 29336 тыс. руб. минус к 2012 году, и практически сравнялись с 2010 годом, когда было собрано 154648 тыс. руб.  Сейчас делаем всё возможное, чтобы увеличить данные поступления. И уже в  2016 году планируем собрать 175159 тыс. руб.

На эту ситуацию прямое влияние  оказали уменьшение норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в районный бюджет и уменьшение контингента плательщиков данного налога. Хочу обратить ваше внимание на то, что данный норматив утверждается соответствующим решением областной Думы на очередной финансовый год.

В 2012 году норматив был установлен в размере 66,54%, в 2013 году – 54,18%, в 2014 году – 49,12%, в 2015 году – 45,24%. На 2016 год норматив составит 59,01%, в связи с тем,  что  часть полномочий передаётся  от сельских поселений на уровень района.

Говоря об этом виде налогов, хочется отметить, что бюджет района много потерял из-за того, что с  нашей территории  практически «ушли», по решению собственников,  основные предприятия, например, БК «Евразия»; частично свернуло производство ОАО «РИТЭК», что повлекло снижение численности работников.

Теперь несколько слов о  неналоговых  доходах. Они зачисляются в  бюджет района в виде доходов от использования  и продажи муниципального имущества, платы за негативное воздействие на окружающую среду, доходов от оказания платных услуг, оказываемых казёнными учреждениями, штрафов, санкций, возмещений ущерба и  других. К сожалению,  данные налоги имели тенденцию к снижению в основном за счёт уменьшения размера арендной платы за земли промышленности, что было связано с   изменением в законодательстве. Без малого Жирновский район в 2014 году от принятия решения вышестоящих органов потерял более 54 млн. рублей. И сегодня  (вы только задумайтесь!) арендная плата  за земли промышленности составляет чуть более  450 тыс. руб. в год. К сожалению, наши доводы о негативных последствиях принятия данного нормативного акта во внимание приняты не были. Несмотря на такие потери, собираемость неналоговых доходов направлена на их увеличение и по прогнозу на 2016 год составит 66370 тыс. руб. или 12,2% в общей структуре.

Наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов приходится на доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Значительную часть бюджета составляют безвозмездные поступления в виде межбюджетных трансфертов из областного бюджета. В 2015 году сумма этих поступлений составила 399344 тыс. рублей, на 2016 год предусмотрено 280747 тыс. рублей. Уменьшение обусловлено  ограниченными финансовыми возможностями областного бюджета на сегодняшний день. Обращаю особое внимание  на то, что и в области ситуация с финансированием складывается непростая, кризис наложил свой отпечаток не только на нас.

- Пётр Николаевич, так что же,  в этих условиях можно не переживать, пусть всё идёт как сложится или всё-таки есть у руководства района конкретные меры, чтобы как-то исправить ситуацию, а не просто выживать? 

- Администрацией района принимаются необходимые меры по обеспечению дополнительных поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Жирновского муниципального района, внебюджетные фонды. Мы работаем в тесном взаимодействии с налоговыми органами, внебюджетными фондами и федеральными органами исполнительной власти, находящимися на территории района. В этих целях созданы и функционируют   в администрациях  района и поселений межведомственные комиссии по обеспечению дополнительных поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет района, обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды.

Приведу данные по работе этих комиссий, в 2014 году было 129 заседаний,  на которые приглашались 2709 налогоплательщиков, общая сумма погашенной ими уточнённой задолженности по налогам и арендной плате составила 5755 тыс. рублей. В 2015 году -  134 заседания комиссий, количество налогоплательщиков, с которыми проведена работа – 2674, общая сумма погашенной задолженности составила 8002 тыс. рублей.

Следует отметить, что в рамках районной ведомственной комиссии в 2015 году проводилась  активная работа по легализации заработной платы, проведено 26 заседаний. Результат таков – проведена работа с 188 работодателями, зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей – 133 человека, увеличили заработную плату до МРОТ (Волгоградская область) – 235 работодателей, заключили и перезаключили трудовые договора 266 работодателей. В конечном итоге всё это отразилось на поступлении налогов в бюджет района и внебюджетные фонды. С каждым должником и работодателем, выплачивающим заработную плату в «конверте», ведётся адресная работа, разъясняются положения налогового и трудового законодательства.

Ещё одним источником пополнения районного бюджета стала  продажа муниципального имущества. Учитывая, что помощь областного бюджета всё меньше и меньше, это на сегодня один из весомых источников доходов районного бюджета. В первую очередь, идёт продажа непрофильного имущества, согласно программе приватизации ежегодно утверждаемой решением Жирновской районной Думы.

Для привлечения дополнительных средств в доходную часть бюджета района, администрация использует и такой рычаг, как инвестиции. В агропромышленном секторе экономики района уже сегодня реализуется более 10 проектов - это и строительство молочнотоварного комплекса на 3600 голов (ООО «Агро Плюс»), производство мяса баранины (ООО «Бородачёвское»), производство мяса КРС (ООО «Тетеревятское») и другие. Не забыт и значимый инвестиционный проект «Строительство  птицефабрики  по выращиванию и переработке мяса индейки в Жирновском районе», мощностью 10 тысяч тонн, который реализует ООО «Агропромышленная компания «Поволжье». Период реализации проекта 2016-2018 годы. Предполагаемый объём инвестиций составляет 7,3 млрд. рублей.

Помимо этого привлекаются бюджетные инвестиции. К примеру, по программе энергосбережения  за последние  два года было привлечено порядка 15 миллионов рублей, что позволило модернизировать  изношенное оборудование в сфере ЖКХ района. Если говорить о конкретных примерах, то это реконструкция водяной скважины в селе Андреевка Александровского сельского поселения (2, 8 млн рублей), замена насосного оборудования Линёвского водозабора (1,8 млн руб) и т.д.

Со стороны администрации района делается всё возможное, чтобы вышеперечисленные  проекты были реализованы. Это позволит создать новые рабочие места, увеличить поступления доходов во все уровни бюджета. Открытие в конце года МФЦ и реализация намеченных планов в сельскохозяйственной отрасли дали возможность создать за последние два года порядка 85 рабочих мест, что позволяет уже говорить об увеличении доходов в бюджет.

- Пётр Николаевич, как говорится, по доходам и расходы. Какие проблемы существуют с расходной частью бюджета?

- Приоритетными направлениями бюджета остаются расходы на обеспечение заработной платы учреждений и начисления на неё,  платежи за жилищно-коммунальные услуги, социальные выплаты, погашение кредитов и т. д.

Безусловно, нам приходится проявлять большую активность и упорство, чтобы укладываться в установленные рамки, соблюдать  сроки.  Мы сегодня как никогда живём не то, что по средствам, а в режиме жёсткой экономии. В принципе этого требуют от нас и Президент нашей страны, и губернатор Волгоградской области.

Программа по сокращению расходов, программа оптимизации во всех сферах деятельности (культура, образование, аппарат управления), запущенная в 2014 году, продолжалась и в 2015-м, и будет исполняться в 2016 году. Это в условиях дня сегодняшнего приносит положительный результат.

Для исполнения требований закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 131-ФЗ  качественно предоставлять услуги населению, необходимо иметь средства, а когда они просто нерационально используются, то, конечно, особо ничего полезного мы сделать не можем. Поэтому реализация принятых программ позволила нам получить значительную экономию. А высвободившиеся средства были направлены на решение первоочередных задач.

Конечно, для многих слова «оптимизация», «филиализация» звучат тревожно, но эта  мера в современных условиях вынужденная и необходимая. Уменьшается контингент (количество воспитанников школ и детсадов), а, как следствие, и сеть учреждений. В конечном итоге это никоим образом не отражается на качестве предоставляемых муниципальных услуг для населения. Проводится самая кропотливая работа по каждому учреждению, учитываются пожелания жителей, администраций поселений путём обсуждения данных мероприятий на сходах граждан.

Отмечу, сегодня в районе в детских садах свободно порядка 240 мест, в то время как в большинстве районов области ощущается их нехватка.

Оптимизации будет продолжена и в дальнейшем,  нам ещё есть над чем работать.

В 2013 году мы по многим направлениям были, к сожалению, в числе отстающих в Волгоградской области.  В частности, по заработной плате в образовании, культуре. Сегодня, выполняя «майские» Указы президента, несмотря на тяжёлое финансовое положение, удалось ситуацию переломить.

Так, если  среднемесячная заработная плата в учреждениях культуры в 2013 году была 9700,30 рублей (по Указу должна быть 11933 руб.), то уже в 2015 году этот показатель достиг  по квалифицированным работникам учреждений культуры 15227 руб., что соответствует названным Указам Президента.

По образовательным учреждениям среднемесячная заработная плата доведена до уровня показателей, установленных дорожной картой. Сегодня средняя заработная плата педагогов в Жирновском районе – 23848 рублей, в дошкольных учреждениях – у педагогических работников она стала 20883 рубля.

Считаю необходимым  отметить,  что заработная плата аппарата управления (администрации района и поселений) остаётся на прежнем уровне. За последние 5 лет не было никакого повышения. В целом затраты на содержание аппарата управления ежегодно, начиная с 2014 года, сокращаются.

Одной из основных статей расходов бюджета является содержание учреждений, конкретно - коммунальные платежи. И здесь сегодня ситуация очень сложная. Несвоевременная оплата за услуги ЖКХ и энергоносители порождает долги, которые тяжёлым бременем ложатся на бюджет, отвлекает средства. Сегодня сумма такой задолженности составляет около 22 млн. рублей и приходится принимать самые разные меры, чтобы выправить ситуацию. К сожалению, тарифы растут быстрее, чем экономические показатели.

Так, для сравнения, в 2013 году в бюджете района расходы на коммунальные услуги по всем учреждениям составляли 27546,6 тыс. рублей, в 2015 году – 29623,8 тыс. рублей, несмотря на принимаемые меры по экономии. На 2016 год, согласно расчётам, эта статья расходов утверждена в объёме 35831,1 тыс. рублей, сумма выросла только за счёт повышения тарифов.

Хочется сказать, что сегодня на выполнение поставленных задач приходится привлекать заёмные средства банков, а за них приходится платить. В 2015 году эти платежи составили 1 млн. рублей,  в 2016-м  они вырастут до 2 млн. рублей.

Одной из основных целей социально-экономического развития муниципального района является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счёт повышения его благосостояния. Поэтому социальная поддержка отдельных категорий граждан является первостепенной задачей.

В финансовом выражении  в 2015 году она составила 68,3 млн. рублей.

По подразделу «Социальное обеспечение населения» за счёт средств  областного и муниципального бюджетов профинансированы расходы по предоставлению социальной поддержки в сумме тридцать восемь (38,3) миллионов рублей следующим категориям граждан:

- малоимущим гражданам в качестве жилищных субсидий, в сумме 24,5 миллиона рублей;

- гражданам, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 6,7 миллиона рублей;

- молодым семьям по целевой программе «Жилище», в сумме 4,4 миллиона рублей.

По подразделу «Охрана семьи и детства» бюджетные назначения исполнены на 30 миллионов рублей. Эти средства пошли на компенсацию части родительской платы за содержание ребёнка в дошкольных учреждениях, на оплату труда приёмным родителям, на выплаты пособий по опеке и попечительству.

Хотя, если говорить о демографической ситуации в районе, то она достаточно сложная. Причём тенденция к  сокращению количества жителей характерна не только для  районов, но и для   всей Волгоградской  области в целом.    Численность населения уменьшается, по предварительным данным, на 1 января 2016 года она составляет 40,5 тысяч человек. Здесь роль играют процессы, происходящие в экономике страны в целом, регионе и в нашем районе. Люди уезжают, ищут для себя лучшие условия проживания.

Особого внимания заслуживает и здравоохранение района.  Хотя сегодня оно входит в полномочия области и финансируется оттуда же, мы ищем пути его поддержки.

Ни для кого не секрет,  есть сложности с медицинским персоналом. Решить эту задачу очень трудно, но  администрация района прилагает для  её решения  все силы.  В этом вопросе наши соседи (районы), районные центры которых относятся к сельским поселениям, находятся в более выгодном положении, получая поддержку от федерации в виде различных программ и грантов на поддержку специалистов. Г. Жирновск относится к городскому поселению, поэтому средства и возможности решения данной проблемы  приходится изыскивать у себя в районе. На данный момент рассматривается возможность реконструкции муниципального помещения под размещение квартир, которые будут предоставлены врачам  ГУЗ «Жирновская ЦРБ».  Уже сегодня активно ремонтируется однокомнатная квартира в городе Жирновске, которая и будет предоставлена доктору районной больницы.

- Пётр Николаевич, так всё же  есть ли оптимистический прогноз на 2016 год? 

- Сегодня нам приходится работать и жить в очень непростых экономических условиях. Не может быть кризиса в отдельно взятом районе, если кризис в целом в стране, регионе, да мировая экономика далеко не в лучшем состоянии. Но мы не  пасуем перед трудностями, ставим перед собой новые цели и задачи. Да, у нас ещё немало вопросов, которые требуют более детального изучения и  проработки. Над этим администрация  Жирновского муниципального района будет работать и впредь. Создание районных целевых программ, участие в областных и федеральных программах, создание благоприятных условий для привлечения в экономику района внутренних и внешних инвестиций, открытость органов местного самоуправления для конструктивного диалога и взаимодействия со всеми хозяйствующими субъектами и населением, поддержка частной инициативы – всё это является приоритетом в реализации намеченных задач.

- Большое спасибо за интересную беседу. Уверенность в том, что всё-таки, несмотря на кризис, район выстоит и будет развиваться –это то, что так необходимо нам сейчас. 

Беседовал Владимир Маюрченко ,

корреспондент районной газеты «Жирновские новости»

Уведомление об использовании cookie файлов

Обратите внимание! На нашем сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий и согласны с политикой конфиденциальности сайта.