Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

logo65

Решение возложенных на местное самоуправление социальных задач, связанных с удовлетворением основ­ных жизненно важных потребностей населения, требует необходимого уровня его финансово-экономичес­кого обеспечения. Речь идёт о на­личии у муниципальных образований соответствующих их компетенции устойчивых источников доходов, которые бы позволили им не только осуществлять покрытие текущих расходов, но и на самостоятельной основе планировать и претворять в жизнь программы комплексного социально -экономического развития территорий, осуществлять гибкое (финансово-экономическое) воз­действие на внутримуниципальные процессы. Вез достойной финансово- экономической основы самоуправление просто невозможно.

Попробуем разобраться в хитросплетениях финансово- экономической системы местного самоуправления, а точнее, муници­пального образования Жирновский муниципальный район.

В статье «Открытая тема», опуб­ликованной в газете «Жирновские новости» в № 11-12 от 30 января 2016 г., в интервью заместителя главы Жирновского муниципально­го района, председателя комитета экономики, бюджета и финансов П. Н. Мармуры дан анализ состоя­ния доходной и расходной частей консолидированного бюджета района и принимаемые администра­цией меры по решению финансово- экономических задач. Всё это — сегодняшний день Жирновского района. Но хотелось бы пошире затронуть проблемы, озвученные в статье, оценить пройденный путь и постараться понять логику и масштаб происходящего. Другими словами, я сегодня постараюсь со­ставить своеобразную картину со­стояния современных финансовых основ местного самоуправления.

Бюджет Жирновского муници­пального района — форма обра­зования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год для исполнения расходных обя­зательств района. Он утверждается решением Жирновской районной Думы.

Доходы бюджета Жирнов­ского муниципального района формируются за счёт отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. На сегодняшний день, если даже сравнительно провести анализ доходов за 10 последних лет, то картина складывается не совсем благоприятная.

Одной из проблем бюджета Жирновского муниципального района является низкая финансо­вая обеспеченность. Муниципаль­ная реформа поставила перед финансовыми органами местного самоуправления многие проблемы, однако самой сложной является недостаточная финансовая обес­печенность местных бюджетов. До­статочно сказать, что в «тучные» годы (1990-2000) район не был до­тационным, а сегодня, как и все в области, получает дотацию.

Доходы, поступающие в бюджет Жирновского района в виде безвоз­мездных поступлений, в общей доле всех налогов колеблются по годам — от 64,6% (в 2010 г.) до 51,5% (по плану в 2016 году). Это говорит о том, что район очень финансо­во зависим от других бюджетов бюджетной системы. Сегодня это обосновано изменениями в зако­нодательстве о местном самоуправ­лении, в первую очередь передачей большей части полномочий на фе­деральный и региональный уровень (образование, здравоохранение). Ранее эти отрасли полностью были в бюджете района, и доходы район­ного бюджета, начисляемые по ре­гулирующим нормативам, позволя­ли полностью финансировать защищённые статьи бюджета, выполнять обязательства по своевременному и полному финансированию заработ­ной платы работникам бюджетной сферы, а также изыскивать сред­ства на своевременную подготовку школ к новому учебному году, на ремонт больниц, фельдшерских пунктов, учреждений культуры.

К сожалению, ситуация корен­ным образом изменилась. Законом № 131-ФЭ было проведено раз­деление полномочий между регио­нальными органами власти и мест­ным самоуправлением, определены источники формирования и формы распоряжения местными бюджета­ми. На местные органы власти была возложена обязанность частичного выполнения государственных со­циальных обязательств в области образования, здравоохранения, культуры и многих других — за счёт средств, выделяемых регионами на соответствующие цели, так как источники доходов местных бюд­жетов не позволяют этого делать.

Следует также отметить, что безвозмездные поступления в бюд­жет Жирновского муниципального района, начиная с 2008 года, имеют тенденцию к снижению. Но это объективный факт. Свою роль здесь играет кризисная составляющая, приходится оптимизировать рас­ходы и жить по средствам.

В общей сумме налоговых и неналоговых доходов налоговые поступления колеблются в пределах 25,8-36,3%. Увеличение их доли связано с проведением меропри­ятий по сокращению недоимки по налогам и сборам, подлежащим зачислению в местный бюджет, ра­ботой административной комиссии, комиссии по изысканию дополни­тельных доходов, комиссии по ле­гализации заработной платы и ряду других, нацеленных на пополнение налоговых доходов районного бюджета мероприятий, в том числе работа с областным комитетом по финансам. Основную долю в струк­туре налоговых доходов занимает налог на доходы физических лиц, 25% в среднем за последние 5 лет.

Ранее обязательная передача из бюджета области бюджету района НДФ/1 составляла 10% и устанавли­валась ст. 58 Бюджетного кодекса. Жирновский муниципальный район, как, впрочем, и многие другие в области, и в целом по стране, не является каким-то исключением, состояние экономики и очередной финансовый кризис непосредствен­но затрагивают его жизнедеятель­ность. Уходят по разным причинам крупные градообразующие пред­приятия, следовательно, уменьша­ется налогооблагаемая база.

Несмотря на принятие и со­вершенствование Бюджетного и Налогового кодексов, законов о разделении полномочий органов власти субъектов РФ и местного са­моуправления, в бюджетной систе­ме не обеспечивается равновесие между централизацией финансовых ресурсов и системой бюджетных отношений.

В Жирновском муниципальном районе, с одной стороны, растут затраты на предоставление услуг, с другой - сокращается сфера муни­ципального обслуживания, доход­ная база местного самоуправления.

Потребность в финансовых ре­сурсах целиком и полностью опре­деляется объёмом выполняемых функций, расходных обязательств. Это видно из примеров, приведён­ных в статье «Открытая тема».

Для финансового обеспечения вопросов местного значения пред­назначаются налоговые доходы, местные налоги и сборы, отчис­ления от федеральных и регио­нальных налогов, закрепляемые на постоянной или временной основе, безвозмездные перечисления вы­шестоящих бюджетов. Множествен­ность каналов поступления средств вовсе не гарантирует их достаточ­ности для обеспечения бюджетной потребности, даже учитывая со­кращение расходных обязательств. По-прежнему район нуждается в необходимых ему финансовых ресурсах, средствах, которые он может планировать и использовать на постоянной основе.

В мировой практике принято за местными бюджетами закреплять налоги, не зависящие от экономиче­ской конъюнктуры, на базу которых местное самоуправление может повлиять, платежи по которым не выходят за пределы территорий, не­посредственно связанные с уровнем жизни проживающих на территории плательщиков. К сожалению, это невозможно сделать у нас в стране, так как практически все элементы налогообложения определяются НК РФ. Возьмём, к примеру, тот факт, что в Налоговом кодексе РФ за местным бюджетом закреплены два налога в полном объёме — зе­мельный и на имущество физичес­ких лиц. Сам по себе этот принцип имеет преимущества: не нужно пе­рераспределения платежей, больше свободы действий у органа власти. Но ёмкость указанных налогов мала (даже если учесть, что будет ежегодное увеличение нормативов), они не меняют финансовую ситуа­цию в муниципальном образовании.

Сегодня, я считаю, при такой постановке из структуры вопро­сов местного значения выведено комплексное социально-экономи­ческое развитие муниципального образования. В собственности муниципального района может на­ходиться лишь имущество для ре­шения вопросов местного значения, обеспечения деятельности органов власти и работников, а также вы­полнения отдельных государствен­ных функций с изъятием из состава их имущества, т. е. непрофильных активов. Производственные функ­ции муниципального района огра­ничены. Никакого сдвига в сторону усиления связи между состоянием местной экономики и финансовыми ресурсами не происходит. Доходы должны быть привязаны к реаль­ному сектору, прежде всего на той территории, где они собираются.

В отношении к бизнесу рай­онная власть не должна занимать подчинённое положение, не должна быть безразлична к политическому, социальному и деловому климату на территории. Основными направле­ниями взаимоотношений местной власти и бизнеса в Жирновском муниципальном районе, мы видим, являются комплексное территори­альное планирование, размещение муниципальных заказов, операций с земельными участками и имуще­ством, участие в капитале, налого­вые льготы, бюджетные гарантии, предоставление коммунальных услуг, лицензирование, инвести­ционные соглашения. Замечу, что администрация Жирновского рай­она уделяет этому вопросу перво­степенное значение, а отсюда и результат.

О бюджете и финансах можно говорить много. В разные годы эта тема звучала в соответствии с условиями, которые регулирова­ли федеральная и региональная власти, как, впрочем, и сегодня. Небольшой пример: основной со­ставляющей собственных доходов района являются налоговые до­ходы. Доля данных поступлений в бюджете в 2006 году составляла 91% в 2010 г. - 72,9%, в 2015 г. - 74,7%, в 2016 году планируется 74,9%. Просматривается тенденция к стабильности.

Соответственно выглядит и картина по расходам, но их дина­мика несколько отличается в связи с тем, что многое поменялось в нормативной базе. Рассматривая динамику расходов по отраслям, можно сделать вывод, что адми­нистрация муниципального района ежегодно определяет приоритетные направления использования бюд­жетных средств и планомерно их осуществляет. Так, в 2006 году это были культура, здравоохранение и спорт, образование. В 2008 году основным направлением расходо­вания средств явилось жилищно- коммунальное хозяйство, затем образование, здравоохранение и спорт. С 2010 года и по сегодня ос­новные направления расходования средств: образование, социальная политика, межбюджетные транс­ферты, общегосударственные во­просы, физическая культура и спорт.

Несмотря на то, что 2015 год не стал наиболее стабильным и благополучным в финансовом от­ношении, это всё же позволило администрации муниципального района в рамках определённых полномочий много делать не только в вышеперечисленных отраслях, но и других сферах. Конечно, в бюджет 2016 года свои корректи- выя, и весьма существенные, внёс очередной экономический кризис, и ситуация в процессе исполнения бюджета муниципального района несколько усложняется, но и в этих условиях в полном объёме обеспе­чивается выплата заработной платы, содержание в надлежащем порядке бюджетных учреждений и других первостепенных задач. Радует и тот факт, что органы муниципальной власти в ходе исполнения бюджета продолжают сокращать неэффек­тивные расходы, проводят работу по развитию и совершенствованию механизмов обеспечения эффектив­ности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности: наметили планы по созданию на территории района благоприятного инвестиционного климата, внедрению новых инве­стиционных и инновационных про­грамм. Всё это в конечном итоге скажется на увеличении налоговых и неналоговых доходов районного бюджета. Администрация района видит проблемы, а главное, нацеле­на на их решение. 2016 год обещает быть напряжённым, наполненным новыми событиями, требующими от районной власти ещё более ответст­венного, инициативного подхода к своей деятельности и напряжённого труда.

Время выбирает разные под­ходы к происходящим в экономике процессам, но будем надеяться, что муниципальная власть справится с поставленными задачами.

Не нужно работать тяжело. Нужно работать эффективно! Про­должать последовательные, пусть и маленькие, но своевременные шаги в нужном направлении.

Размышлял Владимир МАЮРЧЕНКО, корреспондент

районной газеты « Жирновские новости»

Уведомление об использовании cookie файлов

Обратите внимание! На нашем сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий и согласны с политикой конфиденциальности сайта.